Синодик

65

(греч. Συνοδικόν) — так назывался в греч. И русской церкви "чин православия", читавшийся, как и в настоящее время, в первое воскресенье Великого поста и заключавший в себе провозглашение "анафемы" еретикам и "вечной памяти" ревнителям православия. Возникший на основании протоколов Седьмого вселенского собора и прочитанный впервые в Константинополе в 842 г., первоначальный чин православия до нас не дошел. Следовавшая за тем дополненная редакция чина православия слагалась постепенно со второй половины XI в. До XIV в. Под влиянием культурно-религиозных движений, происходивших в это время в Византии. Греческий С. Является поэтому ценным материалом не только для церковной, но и для культурной истории Византии. Вносимые в С.

Статьи вырезывались на камне и хранились в церкви св. Софии. В составе С. Ясно распознаются четыре наслоения, отмечающие четыре эпохи в византийской истории. Основная часть, IX в., выражает торжество иконопочитания. Второе наслоение относится ко времени Алексея Комнена и является результатом всего научного и общественного развития XI в. Тогда ставился вопрос о сравнительном авторитете эллинской, т. Е. Языческой, мудрости и христианских церковных учителей. Умы были заняты теорией мироздания, переселением душ, учением о двух естествах во Христе (философская система еретика И. Итала и др.). Третье наслоение относится ко времени царя Мануила. Внесенные в С. Постановления соборов 1157 и 1166 гг. Являются новым торжеством православного большинства над меньшинством, стремившимся отстоять принцип свободного исследования в приложении к вероучению.

Последнее наслоение С. Относится к XIV в. И есть результат борьбы православного солунского митрополита Григория Паламы против еретиков Варлаама и Акиндина. В лице Паламы победа оказалась на стороне национальной и православной парии против латинствующей и западной. Сохранившиеся наиболее старинные рукописи греческого С. Венский список (XII в.), мадридский (XI в., сохранился в копии XVI в.), эскуриальский (XII в.), коаленевой библиотеки в Париже (XII в., изд. Монфоконом в 1715 г.). В России С., заимствованный с давних пор из греческого "чина православия", с течением времени пополнялся и изменялся согласно греческому тексту и на основании самостоятельных данных русской жизни. Русский текст "чина православия" имеется в двух редакциях.

Первая редакция возникла не позднее начала XV в. Или даже еще раньше. Она передает текст дополненной греческой редакции и отличается буквальностью перевода, что затрудняет его понимание. Представителем этой редакции является московская синодальная рукопись № 667 (XV в.). В этой редакции русских элементов в три раза больше, чем греческих, взятых из оригинала. В рукописном виде была распространена в XV, XVI и XVII в. Вторая русская редакция представляет самостоятельный перевод с греческой распространенной редакции и впервые помещена в Постной Триоди 1627 г., изданной в Киеве Памвою Берындой. Затем эта редакция перепечатывалась в юго- и западнорусских изданиях Триоди XVII в. И, с некоторыми изменениями, в Москве в 1656 г.

Этот московский текст, не перепечатывавшийся, был распространен в XVII и XVIII в. В рукописном виде. С половины XVIII в. И по настоящее время в русской церкви существует новая редакция "чина православия", возникшая путем сокращения второй редакции и образовавшаяся исключительно на русской почве, без справки с греческим оригиналом. В XVII в. В Киевской и Черниговской епархиях существовал совершенно особый "чин православия", также не опиравшийся на греческие тексты. В современной русской церкви "чин православия" почти утратил уже название С. Слово С. С давних пор имело также значение "помянника", т. Е. Книги, в которой записывались имена умерших для поминания их в церкви за упокой. Помянник являлся как бы добавлением к той части "чина православия", которая была посвящена провозглашению "вечной памяти".

Он присоединялся к "чину православия" и помещался с ним в одной книге. Помянники велись в отдельных семьях, как крестьянских, так и высших сословий, составлялись в монастырях и церквах, в княжеских домах и в царской семье. Эти С., довольно многочисленные, представляют большой исторический интерес. В них встречаются имена князей, о которых не сохранилось известий ни в каких других памятниках, хронологически вспоминаются нашествия неприятелей, походы против врагов, междоусобные войны и т. Д. (ср. Р. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому С.", СПб., 1882). Рядом с частными поминаниями в С. Часто находятся поминания общие, составленные в форме молитвенного обращения, для употребления в церковной службе. Таких форм общих поминаний в С.

Четыре. Поминание, составленное при митроп. Макарии в 1548 г., поминание, составленное при патриархе Иове в 1597 г., и два общих поминания XVII в. Наконец, в XVII и XVIII вв. Под названием Синодик разумелась книга, в которой, кроме поминаний, заключались еще разнообразные "предисловия" к ним в виде рассуждений, рассказов и т. П., с соответствующими иллюстрациями. Основными темами этих "предисловий" были необходимость поминовения усопших, польза покаяния и тщета всего земного. Такого рода С. Являлись на Руси в полном смысле народной книгой и распространялись в огромном количестве списков. "Предисловия" к ним рано стали получать преобладающий интерес и вытеснять собой поминания, которые выделялись в особые поминальные книжки.

С целью доказать пользу поминовения умерших, авторы С. Прибегали к историческим доказательствам, "свидетельству от божественных писаний и душеполезных книг". Между прочим, здесь приведено апокрифическое изложение действий VII Вселенского собора касательно поминовения душ. За исторической частью в С. Следует нравственно-назидательная, поучительная и повествовательная. Составители С. Умели действовать на душу подбором таких фактов из житий святых и из благочестивых сказаний, которые ясно показывали силу и действительность молитв за умерших. Здесь же излагаются представления о состоянии души в первые 40 дней после смерти человека. Весьма богат в С. Отдел повестей и сказаний, которые хотя и имели целью подтверждение мысли о необходимости поминовения усопших, но отличаются большим разнообразием содержания и часто не имеют отношения к непосредственной цели, а представляют вообще душеспасительное чтение.

Наиболее часто повторяющиеся повести и сказания. О св. Макарии Александрийском, о царе Феофиле, из жития первомученицы Феклы, прение живота и смерти, вопросы кн. Антиоха и ответы св. Афанасия Александрийского, отрывки из Златого бисера. Повести общего характера — о богатых и немилостивых умерших, о лихоимце, о клеветнике, о пьянице, о погребаемых в церквах, о явлении пр. Богородицы и др. Помещались также повести местного происхождения, рассказы о случаях, имевших место в определенной стране, повествования определенных лиц. Общий характер С. — покаянно-аскетический, и это связывает его с другими памятниками русской литературы XVII в. Большинство экземпляров С. Снабжено миниатюрами, иллюстрирующими текст повестей. Источником для этих рисунков, вероятно, служили так наз.

"листы", т. Е. Бывшие в Москве в большом распространении рисунки, делавшиеся по образцу иностранных гравюр и снабжавшиеся текстом. В содержании литературного С. Переводные статьи значительно преобладают над русскими, причем послания большею частью не принадлежат органически к основному составу С. Все вообще литературные источники С. Могут быть разделены на два отдела. Одни существовали до XVI в. И вели свое начало из византийской литературы, другие появились лишь в XVI и XVII в. И обнаруживают новые литературные вкусы, пришедшие с Запада. Главнейшие источники С. Пролог, собеседования Григория папы римского, Великое Зерцало, скитский и другие патерики, жития святых и т. П. Печатный С. Появился в самом начале XVIII в. И представляет сокращение рукописного.

Рисунки в нем играют первостепенную роль. С течением времени многие статьи из С. Сделались достоянием лубочной литературы в отдельном виде. Ср. К. Никольский, "Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого поста" (СПб., 1879). M. Горчаков, "Отчет о 23 присуждении наград гр. Уварова". Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1892). Его же, "С. В неделю православия. Сводный текст с приложениями" (Од., 1893). E. Штухов, "Очерки из литературной истории С." (СПб., 1895). Статья А. Соболевского в "Жур. Мин. Народ. Просв." (1895, № 7). А. Пыпин, "Сведения по литературе старообрядческих С." (в "Сборнике отд. Рус. Яз. И словесности Академии наук", т. 21, СПб., 1881). И. Голышев издал "Альбом рисунков русских С. 1651, 1679, 1686 гг." (Голышевка, близ Мстеры, 1886)..

Значения в других словарях
Синодальные вотчины

Так стали называться вотчины патриаршие (см.) с учреждением Св. Синода. Дальнейшая судьба их тесно связана с историей С. Дворцового приказа (см.).. ..

Синодальный дворцовый приказ

Так стал называться патриарший дворцовый приказ (см.) с учреждением Св. Синода. В заведовании этого приказа находились, между прочим, и С. Вотчины. Находясь в ведении Синода, приказ этот был в известном подчинении и камер-, и ревизион-коллегиям. Ведомости о приходах посылались приказом в Синод и в камер-коллегию, но требования коллегии приказ исполнял не иначе, как с дозволения Синода. Зато без указов коллегии, или ее "ассигнаций", приказ не мог производить расходов. В 1726 г. Все вотчинные дохо..

Синодический оборот планеты

Период времени между двумя последовательными оппозициями планеты (когда солнце, земля и планета расположены на одной линии) или вообще между двумя одинаковыми для нас положениями планеты относительно солнца. Длина его зависит от отношения скоростей движения планеты и земли вокруг солнца. С. Оборот аналогичен времени, по прошествии которого минутная стрелка часов снова догоняет часовую. Синодический месяц — период, в который луна возвращается к той же фазе (см. Планеты, Луна).В. С.. ..

Синоды в Польше

Появились одновременно с принятием христианства и первоначально происходили под председательством папских легатов. По сказаниям хроники, первый С. Был созван легатами Григория VII в 1075 г. Наряду с этими С. Польское духовенство под руководительством гнезненских архиепископов составляло национальные С. Первым из таких С. Нельзя считать съезд при Казимире Справедливом в 1180 г. Это, собственно, был сейм. Кроме епископов, в нем принимали участие князья и светские сановники, и постановления его кас..

Дополнительный поиск Синодик Синодик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Синодик" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синодик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа