Сисситии

69

(τά συσσίτια) — у древних греков общественные трапезы, происхождение которых связано, вероятно, с господством патриархального строя. Кроме С., существовавших в Спарте и на Крите, были С. У мегарян во время Феогнида, в Коринфе при Периандре, в Афинах. По свидетельству Аристотеля, С. Существовали также у энотрийцев на юге Италии и у карфагенян. Установление С. В Спарте приписывается Ликургу, на Крите — Миносу, хотя, вероятно, пелопоннесские колонисты, заселившие остров Крит, уже нашли там этот обычай установившимся. У критян С. Назывались άνδρεϊα или άνδρια, что указывает на то, что к общественным столам допускались одни мужчины. Женщины и малолетние дети получали довольствие из тех же запасов, что и мужчины, но принимали пищу у себя на дому.

Столовые общества (έταιρεϊαι) составлялись первоначально из родичей и членов одного дома. Позднее доступ в них был разрешен всем, кого остальные участники соглашались принять в свою среду. С. Устраивались в особых залах, называвшихся на Крите также άνδρεϊα. Помимо столов для граждан, были два особых стола для иноземных гостей и один в честь Зевса гостеприимца (Ζεύς ξένιος), быть может, для возлияний и жертвоприношений. С. Критян отличались простотою. Участвовавшие в С. Всегда сидели за столами, даже в позднейшие времена, когда обычай возлежания был введен в Спарте. Прием пищи начинался молитвою и возлияниями. Каждый гражданин получал одинаковую долю пищи, за исключением почетных гостей и архонта, или "распорядителя столов".

Последний получал четыре порции. Одну — как обыкновенный гражданин, другую — как председатель, третью — за помещение, четвертую — за обстановку, из чего видно, что забота о помещении и обстановке лежала на начальнике города. За порядком при раздаче пищи наблюдала женщина из свободнорожденных, имевшая в своем распоряжении трех или четырех помощниц. Каждая из них имела в свою очередь двух подручных служанок. Прежде всего подавали чужеземцам. Затем лучшие порции предоставлялись наиболее выдающимся из граждан. На каждом столе стояли кратеры со смешанным вином, которое пили с большой умеренностью. До достижения 18-летнего возраста мальчики сопровождали своих отцов на общественные обеды и прислуживали им за столом.

Они сидели на низеньких скамьях возле отцов и получали половинную порцию. Пищу с общественных столов получали также сироты. Во время обеда господствовало оживление, поддерживавшееся музыкой и пением. Расходы на общественные столы в большинстве критских городов покрывались из податей и доходов от общественных земель. По Аристотелю, каждый получал свою долю из государственных доходов и уже сам вносил свою часть за пользование сисситиями. Спартанские С. Назывались первоначально также άνδρεϊα, позднее φιδίτια, и отличались от критских тем, что расходы падали на участников. Участники разделялись на группы по 15 человек в каждой, при чем для заполнения вакансий требовалось единодушное согласие. Присутствие за общественным столом для участников было обязательно.

Отсутствие допускалось лишь в особо важных случаях. Главными блюдами спартанских С. Были черный суп со свининой, дичь, плоды. Устройством С. В Спарте заведовал полемарх. Сисситии способствовали сближению граждан и развитию чувства национального единства. В Спарте члены С., составлявшие одну группу за столом, не раз соединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одни и те же подразделения войска. Характер С. Был аристократический, хотя все участники их были равны. С упадком общественной нравственности в Спарте стала исчезать и простота С. Ср. Hoeck, "Kreta" (Геттинген, 1823—29). Bielschowsky, "De Spartanorum Syssitiis" (Бреславль, 1869)..

Значения в других словарях
Сисмонди

Жан-Шарль-Леонард (Simonde de Sismondi) — замечательный экономист и историк (1773—1842). Предки его переселились из Италии во Францию, где приняли протестантскую веру и после отмены Нантского эдикта бежали в Женеву. Отец С. Был протестантским пастором и членом Большого Совета Женевской республики. Расстроенные дела отца заставили С. Оставить университет, не окончив курса, и поступить на службу в один торговый дом в Лионе. Восстание лионского населения против национального конвента (1793) вынудил..

Сисой

Святые православной церкви. 1) С. Великий — препод. Уединился на той горе, где до того подвизался Антоний Вел. Скончался в 429 г. Память 6 июля. 2) С. — преподобный, затворник печорский, жил в XIII в. Мощи его в Антониевой пещере. Память его в первую субботу после Воздвижения Креста Господня. В церковных песнопениях он называется "просиявшим в посте". 3) С. — препод., схимник печорский, постник, живший в XIV веке. Мощи его в Феодосиевой пещере. Память 28 августа.. ..

Система богословия

Совокупность богословских наук. Теоретическою основою ее является догматика (см.), введением к которой служит основное богословие (см.) и из которой на Западе в эпоху Реформации выделилось нравственное богословие (см.). Характер дисциплин чисто практических имеют пастырское богословие (см.), литургика (см.), гомилетика (см.), обличительное богословие (см.). Науками вспомогательными являются герменевтика (см.), библейская археология (см.) и история (см.), патристика (см.), патрология (см.), церко..

Система в музыке

Расположение в последовательном и строгом порядке частей, составляющих целое, или изложение какого-нибудь учения, напр. Нотная С., линейная С., тональная С. (см. Тон), гармоническая С. (см. Гармония).Н. С.. ..

Дополнительный поиск Сисситии Сисситии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сисситии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сисситии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа