Сковорода

93

Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака. Учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. В придворную певческую капеллу. В 1744 г. Получил увольнение от должности певчего с званием придворного уставщика и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. Решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, С. Знакомился с учеными и приобретал новые познания. Так он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский.

Вернувшись в Россию, С. Занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств. Когда же переяславский епископ потребовал, чтобы С. Преподавал предмет по старине, С. Не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С. Приглашен на место учителя поэзии в Харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого С. Большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украйне, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.

К этому же периоду относится и составление философских сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения С., то одни считают С. Мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют С. Рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. До последнего времени не были собраны. Напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению. С. — философ-моралист. Он действовал и живым словом, и сочинениями. Понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа.

Ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила С. Как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С. На Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. С. Смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С. Перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциями В сфере религиозной С. Вел борьбу против бездушной обрядности и внешности. Он протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. Не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно.

На философию С. Смотрит, как на фундамент и центр образования вообще. Она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии С. Находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа "познай самого себя" С. Объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только на человека, но и на весь мир. Везде является материя и форма, или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С. Отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия С. Находится в тесной связи с умозрительной. Для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость.

Счастие состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага С. Советовал. Не входить в "несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден. Все это носит у С. Название "несродности". Указать свою сродность — одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке. Вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С. Старался сочетать разум и веру. Разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им — но наряду с разумом видное место занимает и вера.

Весь мир состоит из трех миров. Большого, малого и символического. Большой (космос) — это природа. Малый (микрокосмос) — человек. Символический — Библия. В каждом мире существуют два начала. Бог, или вечность, и материя, или временное. Во всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. Находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы — Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, С. Имел для Украины значение всею своею жизнью. Он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений.

Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, С. Умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украйне тогдашнего времени. В С. Как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украйне во многих домах висят портреты С. Его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни. Многочисленные сочинения С. Делятся по форме своей на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями С. Были трактаты "Наркис, разглагол о том. Узнай себе" и "Асхан, или симфония о познании себя самого". Они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения С.

К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772). В последнем сочинении говорится о двух мирах — ветхом и новом, о двух началах — тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. Изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении. "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766). Это — конспект курса, читанного молодым дворянам в Харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения С. "Израильский змий" (1776), "Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (напис. В конце 80-х гг.). "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775) — лучшие сочинения С., посвященные вопросу практической философии — в чем заключается счастие человека.

Сочинения С. "Борьба архистратига Михаила с сатаною" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими. Основная тема их— "легко быть благим". К литературным сочинениям С. Принадлежат "Харьковские басни" (1774 г.). Каждая басня состоит из фабулы и силы, т. Е. Указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи. "Благодарный Еродий" (трактуется о воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии. Написаны в 1787 г.). Наконец, С. Написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал "Садом божественных песней, прозябшим из зерен Священного Писания". Все они написаны на библейские тексты. Некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав "Сада" басни, эпиграммы, изречения.

Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, С. Принадлежат несколько переводов.Первым трудом С., появившимся в печати, был трактат "Наркис или познай себя", напечатанный без имени автора, под загл. "Библиотека духовная" (СПб., 1798). Затем были напечатаны его "Начальная школа по христианскому добронравию" ("Сион. Вестн.", 1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о душевном мире" (М., 1837), "Беседа двое" (М., 1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837), "Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839), "Сочинения в стихах и прозе" (СПб., 1861. 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.). Наконец по случаю столетия со дня смерти С. Были изданы под редакцией проф.

Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С." (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения С. По цензурным условиям не вошли в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский змий" напечатан лишь отрывок. Литература о С. Довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о С. В статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журн. "Украинский вестник", 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в "Отеч. Записках", 1823, ч. 16), И. И. Срезневского, "Отрывки из записок о старце С." ("Утрен. Звезда", Харьк., 1833), А. Хиджеу, "Григорий Варсава С." ("Телескоп", 1835, № 5—6). Архим. Гавриила, "История философии в России" (ч. 6, 1840). Г. П. Данилевского ("Основа", 1862, № 8, 9. Перепеч. В "Украинской старине", X, 1866, и в "Сочинениях" Данилевского, т.

8. Наиболее обстоятельная биография С.). В 1886 г. Было напечатано в "Киевской старине" (IX кн.) "Житие" С., составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. Снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о С. И сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. Также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из народа" ("Неделя", 1894, № 1). Ее же, "Личность С. Как мыслителя" ("Вопросы философии и психологии", 1894, № 5). Ф. Зеленогорский, "Философия С., украинского философа XVIII в." ("Вопросы философии", 1894, № 3—4). А. С. Лебедев, "С. Как богослов" ("Вопросы философии", 1895, № 2). Д. Багалей, "Украинский философ С." ("Киев.

Старина", 1895, № 2, 3, 6). Ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, № 12)..

Значения в других словарях
Скобельцыны

Дворянский род, восходящий к началу XVI в. Захарий Данилович С. Был воеводою в Себеже (1584) и 2-м воеводою в Новгороде. Его внук Иван Леонтьевич († 1646) — воеводою в Соликамске и Нарыме. В XVII веке С. Служили по московскому списку стольниками, стряпчими и т. П. С. Внесены в VI, II и III части род. Кн. Казанской, Курской, СПб., Тамбовской и Тульской губ. (Гербовник, II, 89).. ..

Скобликов

Михаил Васильевич (1825—1861) — химик и технолог. По окончании курса наук в СПб. Унив. По реальному отделению в 1851 г. С. Тогда же обратил на себя внимание своею работою "Ueber einige Iridium-Verbindungen" (в "Bulletin de l'Acad. Imp. Des Sciences", т. XI). За одним из соединений иридия, им открытым, остается и доныне название "соли Скобликова". Оставленный при лаборатории университета для приготовления к магистерскому экзамену, С. По защищении в 1853 г. Диссертации на степень магистра "Исследо..

Сковородень

Или сковородник— способ сопряжения деревянных частей, употребляемый плотниками и столярами. См. Деревянные работы.. ..

Сковородский -Михайловский м-рь

Мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ. И у. Основан в 1355 г.. ..

Дополнительный поиск Сковорода Сковорода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сковорода" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сковорода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа