Соборы церковные

84

(синоды, σύνοδοι, concilia) — в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. Вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви, составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви.

В римско-католической — собрания епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха или папы, или уполномоченных от него — для регулиривания дел веры, религиозной жизни и дисциплины. В протестантских церквах — собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или — в некоторых самостоятельных церквах — в форме постоянных учреждений. Они существуют и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основания для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя церкви (Матф.

XVIII, 18, 15—20. Иоан. XVII, 17,21—26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. Гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово — συν όδός, по-русски — С., по-латыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории христианской церкви различаются две главные категория С. Вселенские (см.) и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается церквами православной, римско-католической, армяно-грегорианской и др.

Но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. С значением вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. Particulares), С. В православных, римско-католической, армяно-грегорианской и в других издавна существующих вост. Церквах называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различным странах мира и в различные времена.

Вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и церковных областей и их учреждений. С. Или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской христианской церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. Имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. Называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т.

П.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (С. Восточной црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили (С. Константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. П.), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (С. Русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (С. Православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные).

В древней России были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские). В XVII в. При патриархах различались С. Великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве. При Петре вместо временных С. Учрежден был при местоблюстителе "освященный С." постоянный, а в 1721 г. — св. Прав. Синод. Созвание временных С. С 1721 г. Прекратилось. Лишь в новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий для совещаний, но без авторитета С. Сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного С.". В армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее церковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом. По уставу ев.-лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах пробстских и консисториальных и генеральный синод ев.-лютеранский.

В праве римско-католической церкви, кроме вселенских, различаются С. Национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi). Организация церковных С. Устанавливалась обычаями и правилами церкви вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые времена — светскими законодательствами, при участии органов церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения, санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти. Но принципиальные правила вселенской церкви относительно С. Поместных церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во всех христианских странах, в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий.

Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается в определенных местным законодательством церковным или государственным пределах власть устроять, развивать и поддерживать порядок в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности — издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно правоотношений и предметов церковных, судить высших иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах — избирать и поставлять епископов и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно.

В русской и элладской православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в стране. В церквах константинопольской, сербской и румынской в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным С., судебная — архиерейским С., административная — особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно церковного устройства и управления, для представления правительству.

Административная и судная власть оставлена за церковными советами и консисториями. Постановления С. Поместных и вероисповедных церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных С. Древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С. Анкирского (314—315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340), антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347), карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг.

В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных С. И еще С. Ельвирский (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных С. В развитии церковного права каждой вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С.Ср. Турчанинов, "Историческое исследование о С. Русской церкви" (М., 1829). Григорович, "О С. Русской церкви" (М., 1866). Zhishman, "О С. Восточных церквей" (1867). Hefele, "Conciliengeschichte".М. Горчаков..

Значения в других словарях
Соборный

(по другим Сборный) — мыс Приморской обл., на побережье Татарского пролива, несколько южнее бухты Фредерикса. Каменистый мыс этот значительно выдается в море, высок, утесист и окружен с северной стороны камнями.. ..

Соборование

см. Елеосвящение. В 1895 г. Вышел в свет большой том протоиерея М. Ф. Архангельского. "О тайне св. Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения елеосвящения, от установления таинства до издания нынешнего его "последования", с подробным изъяснением сего последнего".. ..

Соботка Примус

(Sobotka) — чешский писатель. Род. В 1841 г. Из работ его более известны. "Rostlinstvo a jeho výzuam v národních písních, povĕstech" и т. Д. (1879). "Výklady prostonárodní" (1882). "Kratochvilná historie mĕst a míst v zemích koruny Svatováclavské (1884).. ..

Соботки

(польск. Sobòtki) — так называют купальские (на Ивана Купала) огни белорусы, галицкие поляки и словаки в Венгрии. Устроив костры из дерева или соломы на горе или какой-нибудь возвышенности, парни и девушки, взявшись за руки, скачут вокруг этих огней и припевают. Древнейшее упоминание о С. Встречаем у поляков Мартина z Urzędowa (1596 г.) и Яна Кохановского (1639 г.). Обычай зажигать купальские огни и скакать вокруг и через них известен и другим славянам, но название С. Ни у кого, кроме белорусов,..

Дополнительный поиск Соборы церковные Соборы церковные

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Соборы церковные" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Соборы церковные, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа