Союз

126

(грамм.). — Под именем С. (σύνδεσμος) греческие грамматики разумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи и заполняет в ней пустые промежутки. Таким образом этот термин у греков охватывал все то, что мы разумеем под общим термином частиц (см.). В настоящее время под именем С. Conjuctio разумеются только такие частицы, которые служат для соединения двух или нескольких слов в предложении или для соединения предложений между собой. В грамматическом смысле под именем соединения мы разумеем всякое сопоставление двух или нескольких слов или предложений, так что под термин С. Подходят не только соединительные частицы (как и, да), но и разделительные (как или, либо), противительные (как a, но) и сравнительные (как, чем).

История происхождения С. В индоевропейских языках очень темна. Только С. Позднейшего образования поддаются этимологическому объяснению. Так, например, чем есть — несомненно творительный падеж относительного местоимения, что, хотя — деепричастие настоящего времени глагола хотеть и т. Д. Множество союзов образовалось из сложения нескольких частиц, происхождение которых точно неизвестно. Так, союз нежели сложен из частиц не-же-ли, или — из и-ли и т. Д. Гораздо яснее синтаксическое развитие функции С., соединяющих предложения придаточные с главными. В санскритском языке главную массу придаточных предложений составляют предложения относительные, т. Е. Присоединяемые к главному при помощи относительного местоимения yas — "который".

Рядом с этими предложениями существуют и такие, которые соединены с главным С., но большинство этих С. Образовано от корня того же относительного местоимения. Во многих случаях мы еще ясно чувствуем и значение такого С. Это еще не С. В собственном смысле, а наречие, образованное от корня относительного местоимения. Это наречие становится С. Лишь тогда, когда утрачивает свое наречное значение и превращается в частицу, служащую исключительно для выражения отношения между двумя предложениями. Так, например, санскритское yathā первоначально обозначает "как". Если придаточное предложение выражает волю или желание говорящего (это выражается сослагательным или желательным наклонением), то yathā, стоящее в таком предложении, уже получает несколько иной оттенок, оттенок цели, который мы можем выразить русским "как бы".

И в таких предложениях первоначально заметна еще связь значения С. С наречным его значением, так как в главном предложении мы часто встречаем соответствующее указательное наречие tathā "так". Наречие yathā окончательно становится С. Тогда, когда оно начинает употребляться в соединении с такими главными предложениями, где уже невозможно употребление указательного наречия tathā "так". Тогда С. Yathā получает значение "чтобы", и функция его сводится к соединению главного предложения с придаточным предложением цели. Совершенно аналогичные процессы возникновения С. Происходят и в других языках, причем замечается то же явление, что и в санскритском языке, т. Е. Что большинство С. Возникает из падежей относительного местоимения или из наречий одного с ним корня.

Таково же возникновение и церковно-славянских С. И др. И русских — что, чем, чтобы и др. Функция С. До такой степени может расшириться, что определение его значения оказывается почти невозможным. Он становится в таком случае как бы универсальным С., утрачивая вполне свое первоначальное значение и становясь частицей, служащей исключительно для соединения весьма разнообразных придаточных предложений с главными. Так, например, русский С. Что может вводить так называемое дополнительное придаточное предложение, служащее развитием какого-либо члена предложения (например, "видит, что съели мыши его живописный портрет", Жуковский), может вводить предложение причины ("потому, что"), предложение следствия ("злые духи.

Пугали прохожих так, что не смели и близко к нему (лесу) подходить", Жуковский), предложение цели (чтобы = что с сослагательным наклонением. Частица бы слилась с С. Что в одно слово). Если прибавить к этому обычное народное употребление что в смысле литературного который (например, "тот, что побольше") и в смысле сравнительного С. ("людская молва, что морская волна"), то получается настолько широкая и разнообразная сфера употребления этого С., что от первоначального его значения (именительный или винительный падеж местоимения) не остается уже ничего, кроме функции соединения предложений. Почти такое же универсальное значение приобрёл и готский С. Ei (произносится ī). Он вводит предложения дополнительные, причины, цели и др.

Некоторые С. Возникают, кроме того, из таких частиц, которые первоначально не имели функции С. Так греч. Μή и латин. Ne — первоначально простые отрицания, употребляясь обыкновенно с сослагательным и желательным наклонениями, превратились в С. Цели со значением "чтобы не" (ср. Выше развитие С. Yathā). В С. Могут превратиться не только слова, вводящие придаточное предложение, но и некоторые слова главного предложения, указывающие на следующее придаточное предложение. Таким образом возникают такие сложные С., как русское потому что, так что и т. П. (первоначально потому, что. Так, что). Вообще, возникновение и развитие функций отдельных С. Настолько своеобразны и различны в различных языках, что их историю часто невозможно подвести под общую схему.Ср.

В. Delbrück, "Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen" (т. I, 1893, стр. 5. II, 1897, стр. 497—560. III, 1900, стр. 228—295. 319—359. 428—437. Там же указаны и монографии по отдельным вопросам). См. Буслаев, "Историческая грамматика русского языка".Д. Кудрявский..

Значения в других словарях
Сошные люди

См. Черносошные люди.. ..

Сошъянтихома

(санскр. Soshyantîhoma) — в ведийском домашнем ритуале, излагаемом в так называемых грхъясутрах (индийских "домостроях"), одна из домашних церемоний, совершаемая при разрешении беременной женщины. Место, где женщина будет рожать, мажется соком разных корней или окуривается для отвращения злых демонов — ракшасов. Когда наступают роды, к которым приглашают 3—4 опытных женщин, глава семейства совершает несколько церемоний. Раскладывает вокруг огонь и приносит две жертвы или обрызгивает родильницу в..

Союз взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе

Основался в начале 1897 г. Имеет целью. Объединение русских писателей на почве их профессиональных интересов, для установления постоянного между ними общения и охранения добрых нравов среди деятелей печати. Посредничество между авторами, сотрудниками периодических изданий и переводчиками с одной стороны, издателями и редакторами с другой. Посредничество и рассмотрение личных споров, возникающих в печати между членами С., а также между ними и сторонними лицами. Представительство на русских и инос..

Союз государств

Или конфедерация (по-немецки Staatenbund) — отличается от международного С. Или С. Между государствами тем, что последний заключается для каких-нибудь строго и точно определенных целей, обыкновенно временных, и не допускает никакого общего правильно действующего постоянного органа власти. С. Государств в тесном смысле слова есть С., заключенный несколькими или многими государствами навсегда или на неопределенно долгий срок для общих целей, преимущественно для целей обороны и представительства в ..

Дополнительный поиск Союз Союз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Союз" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Союз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа