Справедливость

84

Является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит. А так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С. Заключается в сознании того, что существуют пределы, обуславливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которым является необходимейшим условием общественной жизни. В мысли о сферах действия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства. Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, по мнению Спенсера, к расходящимся нравственным и социальным теориям.

Так, в идее С., выработанной греческой философией, преобладает элемент неравенства. В диалогах Платона справедливым признается "правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь не лишались принадлежащего им самим". С. Состоит, поэтому, в том, "чтобы каждый человек имел и делал то, что ему принадлежит". Несправедливо браться за занятие другого человека и "пробивать себе путь" из одного класса в другой. Наоборот, в системах утилитаризма (правило Бентама. "каждый должен считаться за одного, никто не должен считаться более, чем за одного") и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает. С. Означает равное распределение материальных и нематериальных благ, достигаемых человеческой деятельностью, причем совершенно не допускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представляли неравенства, сообразно с их способностями или характерами.

Истинное понятие о С. Получается, по мнению Спенсера, путем надлежащей координации двух указанных элементов, причем идеи равенства и неравенства применяются одновременно. Первая — к границам, вторая — к результатам человеческой деятельности. В действительности теория Спенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества, как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачи государства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имея неизменную основу, по содержанию своему изменяются сообразно нуждам времени и места. Эта неизменная основа выражена еще в формуле Гиллеля (см.). "не делай другим того, чего не желаешь себе" — формуле, сводящейся к принципу равноценности всех людей, что далеко не равнозначаще признанию равенства относительно пределов человеческой деятельности.

Об отношении формулы Гиллеля к христианской заповеди любви и совершенства ср. Ст. Влад. Соловьева. "Спор о С." ("Вестник Европы", 1894, №№ 4 и 7). См. Спенсер, "С." (СПб., 1897).Как основной элемент правосознания, С. Должна найти выражение в юридических нормах. Но положительное право всегда отстает от жизни. Способом приближения первого к последней служит казуальное юридическое творчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменять действующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходным моментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм между правом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было в древнем Риме (см.), где строгому праву (strictum jus) противополагалось преторское право (см.

Эдикт претора), исходившее из начал "справедливости" (aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимами которой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (см.) "добрые нравы" (boni mores), "честность" (honestas) и др. Выражения (pietas, verecundia и т. П.). С. Требовала толкования актов по их смыслу и действительным намерениям сторон. Она требовала также возмещения всякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешение всякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. Входила также защита родства по крови, в противоположность агнатству. С. Положена была и в основу понятия об обмане, явившегося одним из крупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actio de dolo) или возражения (exceptio doli), допускалась как вспомогательное средство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовал судебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгого права они были неосуществимы.

Если претор включал в судебную формулу оговорку об обмане, то такая формула обязывала судью-присяжного разбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С. Сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерский суд (см.). В России попытку введения такого суда С. Представляли собой совестные суды (см.)..

Значения в других словарях
Способы приближения

См. Приближение.. ..

Споттисвуд

(Вильям Spottiswoode) — английский математик (1825—1883). С 1842 по 1847 гг. Занимался в Оксфорде изучением математических наук. В 1847 г. Появился в свет его первый ученый труд "Meditationes analyticae" (Лондон), за которым последовал длинный ряд мемуаров и статей, помещенных в журналах. "Cambridge und Dublin Mathematical Journal", "The Philosophical Magazine", "Proceedings of the Royal Society of London", "The Quarterly Journal of pure and applied Mathematics", "Reports of the British Associat..

Справки

В гражданском процессе — см. Судебные справки.. ..

Справки о судимости

Составляются с 1 июня 1870 г. Общими судебными установлениями, образованными по уставам 1864 г., мировыми съездами и мировыми судьями, а с 1890 г. — и судебными и судебно-административными учреждениями, образованными по закону 12 июля 1889 г. Все эти учреждения составляют особые С. О судимости по каждому вошедшему в окончательную законную силу приговору, которым подсудимый присуждается к наказанию не ниже тюремного заключения (кроме дел о бродягах, приговариваемых к водворению в Восточной Сибири..

Дополнительный поиск Справедливость Справедливость

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Справедливость" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Справедливость, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа