Сравнительная степень

75

(грам.) — есть особая форма прилагательного имени, обозначающая, что качество, им выражаемое, присуще данному предмету в большей мере, чем другому. С. Степень имеет, таким образом, в виду два сравниваемых в данном отношении предмета, между тем как превосходная степень (см.) выделяет один предмет из многих. Форма С. Степени образуется в индоевропейских языках при помощи двух суффиксов. 1) первичного (т. Е. Присоединяемого к глагольным корням) суффикса *-ies- и 2) вторичного (т. Е. Присоединяемого к именным основам) суффикса *-tero-. Первый из этих суффиксов имеет в санскрите форму -iyas- (реже -yas-). Например vas-iyas- (есть и форма vas-yas-) "лучший" (к положительной степени vas-u- "хороший"). В греческом этот суффикс принял форму -ιον-, например έχθ-ίων (к положительной степени έχθ-ρό-ς, "враждебный").

Но и здесь в слитных формах сохранился первоначальный вид суффикса -ιοσ-, так как эти формы возможно объяснить только выпадением σ между гласными и последующим слиянием (ν между гласными не могло исчезнуть). Например форма έχθίω (вин. Падеж ед. Ч. Муж. И жен. Р. Или имен. И вин. Пад. Ср. Р. Мн. Ч.) могла возникнуть только из *εχθ-ιο(σ)-α. В латинском языке тот же суффикс сохраняет конечное s только в ср. Р. Имен. Вин. Ед. Ч. — ius, из -ios. Например nov-ius (к положительной степени novus, "новый"). В остальных формах -s- между гласными, как всегда, перешло в -r-, и первоначальное краткое o удлинилось. Nov-ior. В церковно-славянском суффикс С. Степени объясняется из разновидности *-is- того же суффикса, которая встречается, например, в латинском (magis — "больше", и др.

Нареч. На -is), в готском, где суффикс -iz- образует обыкновенно С. Степень (например, manag-iz-a, к положительной степени manag-s, "многий"), а в отдельных случаях — и в других языках. Суффикс в церковно-славянском языке может прибавляться либо непосредственно к корню (например, "большая"), либо к основе прилагательного с прибавлением к ней (например, "новейшая", к ). Звук в формах склонения С. Степени возник из первоначального вышеуказанного суффикса. Суффикс *-tero образует обыкновенно С. Степень в греческом и санскритском языках от всевозможных основ. Например санскр. Amá-tara-s, греч. Ώμο-τερο-ς, к положительной степени amás, греч. Ώμός, "сырой, незрелый". В других языках тот же суффикс, хотя и не служит для образования С.

Степени, но часто образует такие прилагательные, которые в своем значении ясно противопоставляют или сравнивают два предмета. Так, в латинском u-ter значит "который (из двух)", al-ter "другой (из двух)". С таким же значением этот суффикс встречается и в греческом, и в санскритском. Например πό-τερος, санскр. Ka-tára-s, "который (из двух)?" В некоторых случаях ясно имеется в виду противоположение другому парному понятию. Например, санскр. Án-tara-s "внутренний" противополагается "внешнему", лат. Dex-ter "правый" — "левому" и т. П. Что касается возникновения категории С. Степени в индоевропейских языках, то уже существование двух различных суффиксов указывает на двоякий источник. Суффикс *-ies-, присоединяемый к глагольному корню, указывал, что понятие, обозначаемое корнем, должно быть представляемо усиленным.

Формы С. Степени этого образования первоначально, таким образом, не имели С. Значение в смысле сравнения двух предметов. Суффикс имел, по-видимому, только усилительное значение. Такое абсолютное употребление С. Степени мы встречаем, например, в латинском языке (senectus est natura loquacior — "старость от природы слишком болтлива"). В связи с этим и в санскритском языке С. Степень, образованная суффиксом -iyas-, часто не отличается по значению от превосходной на -istha. Второй суффикс *-tero-, как уже указано выше, противополагал одно понятие другому, составлявшему с ним пару. Из такого употребления суффикса легко могло развиться противопоставление двух степеней одного и того же качества — а это и есть значение С.

Степени. В санскритском и греческом языках С. Степень может образовываться также и от основ имен существительных, в тех случаях, когда имя существительное имеет качественный оттенок значения. Например, βασιλεύτερος — "в большей степени царь" (βασιλεύς — "царь"), δουλοτερος — "более порабощенный" (δούλος — "раб"). В санскр. Brahm-iyas — "лучший брахман" (brahman- "брахман"), kavi-tara — "лучший поэт" (kavi- "поэт") и т. П. В некоторых случаях и здесь мы встречаемся с противоположением двух понятий. Так, например, в санскрите мы имеем С. Степень açva-tara- "мул", к существ. Açva- "лошадь". Первоначальное значение этого слова было, по-видимому, "скорее лошадь, чем что-либо другое". Такое же образование сохранилось и в латинском mater-tera (mater, "мать") — "тетка, сестра матери".

Первоначальное значение и здесь было, вероятно, "скорее мать, ближе всего подходящая к матери" (см. В. Delbrück, "Die indogerm. Verwandschaftsnamen", стр. 111).Об образовании С. Степени см. K. Brugmann, "Grundr. D. Vergl. Gram." (II, 176—187. 399—410. 420 и сл.). Синтаксические вопросы — B. Delbrück, "Vergl. Syntax" (I, 411—418) и "Altindische Syntax" (188—196). Там же и указания на литературу по отдельным индоевропейским языкам.Д. Кудрявский..

Значения в других словарях
Сравнительная мифология

Термин, введенный Максом Мюллером (см.) для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов. В настоящее время С. Мифология входит в состав "сравнительного изучения религий" (см.).. ..

Сравнительная политика

Применение С. Метода к изучению государственной жизни. Ср. Freeman, "Comparative politics" (есть русский перевод проф. Коркунова).. ..

Сравнительно-исторический метод

Наблюдая однородные явления культурной и социальной жизни народов, мы весьма часто встречаемся со случаями поразительного между ними сходства. Это сходство может объясняться трояким образом. Во-первых, оно может быть результатом заимствований одними народами у других тех или иных продуктов их культурного и социального творчества. Лучшим примером таких заимствований могут служить так называемые странствующие сказания, т. Е. Известный литературный материал, переходящий от одного народа к другому. ..

Сравнительное изучение религии

(вернее — наука о религии) — позитивная наука, занимающаяся историей эволюции религиозных явлений в связи с другими факторами психической и социальной жизни человечества. Главные науки, из которых С. Изучение религии черпает материал для своих исследований — история религий, история культуры, этнография, антропология и социология. Метод его — метод точных наук. Индукция, с последующим конструктивным синтезом, приводящим к установлению законов, общих принципов и феноменологии религиозных явлений...

Дополнительный поиск Сравнительная степень Сравнительная степень

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сравнительная степень" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сравнительная степень, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа