Старейшины
(у древних евреев). — В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю власть — и религиозную, и гражданскую — сосредотачивает в своих руках глава племени, отец семейства. Так управлялся народ при патриархах Аврааме, Исааке и Иакове. Но уже в Египте, когда из одного семейства образовались 12 различных колен, патриархальный порядок оказался устарелым и управление перешло к представителям колен — так называемым "старейшинам сынов Израилевых" (Исход, III, 16. IV, 29). Моисей с вестью об освобождении народа от рабства обращается к "С. Сынов Израилевых", в полном убеждении, что их согласие или решение будет согласием и решением всего народа.
В лице С. Ему "поверил народ" (Исход, IV, 29). В пустыне из С. Составлен был особый совет, в числе "семидесяти мужей", и им поручено было нести "бремя правления народа" (Числ., XI, 16 и 17). Этот совет заведовал делами государственной важности, а для заведования обыденными — судебными и гражданскими делами — назначены были низшие начальники или "судьи" народа (тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники). Иногда все эти С. И начальники созывались на общенародное собрание ("все общество"), которое и решало вопросы о войне, мире и других важных делах, даже о самой форме правления, как это было при учреждении царской власти. Были особенные С. И в каждом городе, например во времена судей.
С. Городов первоначально представляли местную администрацию, с судейской и полицейской властью (Второз., XXII, 1 и далее. XXV, 7 и далее. Руф., IV, 2 и далее. Иуде., X, 6. Иов., XXIX, 7). Они имели свое седалище в воротах города и на площади народной. Судьи от них иногда еще отличаются (1 Ездр., X, 14. Дан., XIII, 5). С. Народные (и колен), как представители народа, защитники прав и свободы народа, составляли во времена царей как бы некоторое ограничение царской власти. Сами цари приглашали их для совещаний (при Сауле, Давиде, Соломоне и др.) в важных государственных делах. После падения царств, С. И в плену удерживали некоторую правительственную власть (Иерем., XXIX, 1. Иезек., XIV, 1 и далее. XX, 1, 3). По возвращении из плена, они, вероятно, содействовали восстановлению государственного устройства.
Подле С. Народа стояли у израильтян, еще до плена, С. Священников, из потомства Ааронова (Иерем., Х1Х, 1. 4 Цар., XIX, 2). Во время второго храма, особенно со времен Маккавейских, сословие священников еще более стало принимать участие в управлении народом. Представителями и главами народа были теперь первосвященник, С. И священники (1 Маккав., XII, 6. XIV, 28). В древней христианской церкви С. Были известны под именем пресвитеров (Иак., V, 14. 1 Петр., V, 1, 5). В первый раз такие христианские С. Упоминаются в Антиохии (Деян., XI, 30), потом в Иерусалиме (Деян., XV, 2, 4. XXI, 18). Это были не С. По летам, а люди опытнейшие и рано уверовавшие во Христа (1 Кор., XVI, 15—16), которые самими апостолами, с согласия общества, избираемы и посвящаемы были на свое служение в церкви (см.
Пресвитер).Ср. А. П. Лопухин, "Законодательство Моисея" (СПб., 1882). Его же, "Руководство к библейской истории Ветхого Завета" (СПб., 1888). Прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. V, СПб., 1887)..
Дополнительный поиск Старейшины
На нашем сайте Вы найдете значение "Старейшины" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Старейшины, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа