Стенография

77

(тахиграфия и много других названий — греч. Скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят. Для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, и самые слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75% сравнительно с обыкновенным письмом и позволяет записывать речи ораторов. Так как выбор значков для С. Большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы. В одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур.

Это так назыв. Геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклоненную вправо, как и в обыкновенном письме. Это — графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами. Знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. Д. Современная С. Стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения. Стараются обосновать С. На более или менее точных статистич.

И экспериментально-физиологич. Основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как С. Пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы С. С одного языка на другой требуются большие или меньшие изменения системы. Искусство С. Существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов. От египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I в. До Р. Хр. Римский грамматик Тирон изобрел особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae). Эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их. В соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения.

Иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения. Некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта С. Изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало еще существовать до времен Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико. Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог.

Тильбери составить новую латинскую С. (в XII в.). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI в. В Англии вновь появляется искусство С. И получает особенное развитие в конце XVIII в. Из Англии С. Распространилась, начиная с XVII в., и на континенте. Наибольшего развития С. Достигла в настоящее время в Сев.-Американских Соединенных Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии. Как средство записывать произносимые речи С. Употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора.

Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут. По окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы). Готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со С., стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются. Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 г. В Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 г.

Появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы С. Таковы учрежденный в 1839 г. Königliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 г. Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 г. Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный С., появился в Англии в 1842 г. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887 г., шестой — в 1897 г. В Англии первая попытка установить С., сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей. Более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786).

Система последнего была перенесена во многие иностранные языки. На его же системе основывается и Питман, который своей "Фонографией" (1837) далеко превзошел других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787 г., но не имел там успеха. По распространенности С. В обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана. Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения. Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и еще поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866).

В настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867). Всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 — системы Прево-Делоней, 4 — других систем С. В Соединенных Штатах употребляются те же системы С., как и в Англии. Преобладает система Питмана (введенная в 1844 г.), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873). С. Применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях. Много дам-стенографисток. Всего в Соединенных Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана. В Италии еще в 1678 г. Рамсей обработал итальянскую систему С. Под назв. "Tacheographia".

За ним следовала попытка Молина (1797). Успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена. Последняя была также обработана Дельпино (1819) и др. С 1863 г. Получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографич. Обществами с 610 членами. В Германии в 1678 г. Появилась "Тахеография" Рамсея. В конце XVIII в. Имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами С. Но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая С. Стала на твердую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти еще на началах геометральных систем.

Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение С. Число систем С. В Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана. Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем С. Заключается в способе обозначения гласных. У Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение). Лишь изредка они выписываются.

Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных. Системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ. В 1897 г. Объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана. Это — группа систем с символизацией гласных. В 1898 г. Объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием "национальной стенографии".

Это — группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии С. Достигла высокой степени развития. С. По системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др. В Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединенная система Штольце-Шрея. Лишь Пруссия отказывается от введения преподавания С. Ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897—98 гг. И в прусских военных школах введено необязательное обучение С. По системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце.

Всего в 1898 г. В Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея — 805). В Австро-Венгрии немецкая С. Впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах. Обучение ей введено в средних учебных заведениях. Из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система С. Для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833). Больший успех имели переделка С. Штольце — Фенивесси и Габельсбергера — Марковича (1863).

Обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке С. Появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для кроатского — Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами. В России первая попытка составления С. Принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной. Затем были изданы "Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом" (СПб., 1820).

"С. Или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках" (М., 1844). "Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К." (М., 1848). M. И. Иванов, "О С., или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку" (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая С. Не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на С. При введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по С. В применения к русскому языку. Премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П.

Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера — по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием "Руководство к русской С. По началам Габельсбергера" (СПб., 1866. З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера — под заглавием "Русская краткопись, или С. По началам Штольце" (СПб., 1864).СТЕНОГРАФИЯ I.СТЕНОГРАФИЯ II.Сначала деятелность русских стенографов ограничивалась составлением подробных отчетов по уголовным и гражданским процессам. Затем начали записывать заседания ученых обществ, акционерных, земских и других собраний. Впоследствие к услугам С. Стали прибегать редакции газет, писатели, переводчики с иностранных языков и другие деловые люди. Вообще С. Не получила прочного развития в России.

Наибольшее применение имеют системы Габельсбергера и Штольце в вышеуказанных обработках. По системе Габельсбергера в обработке Ольхина С. Разделяется на 3 отдела. Словоначертание, или буквосочетание, дающее правила соединения простейших знаков — словосокращение, говорящее о сокращенном обозначении известных частей слов, — и словоусечение, дающее правила пропуска или усечения части слов. Словоначертание. При С. Слова пишутся вообще с таким же наклонением знаков, как и в обыкновенном письме. Одни знаки пишутся средних размеров, другие выдаются вверх или вниз или и вверх, и вниз. Первые знаки, имеющие размер обыкновенных букв, называются мерными. Кроме того, употребляются знаки полумерные, малые (ниже полумерных) и длинные.

Отдельные стенографические знаки в большинстве случаев означают не отдельные буквы, а слоги. Гласные, находящиеся в слогах, по возможности символизируются в согласном, которому придается особое положение или форма. Так, соединительная черта между согласными, а также выходящая из них или входящая в них горизонтальная или косвенная волосная черта означает существование гласного вообще. При отсутствии точнейшего обозначения, такая черта выражает е. Утолщение нисходящей части знака согласного означает символически гласный а, следующий за согласным и т. Д. Если символика невозможна, то гласные означаются слитно, т. Е. Соединением характеристической части согласного с гласным. Если же и это невозможно, то гласные выписываются особенными знаками.

Словосокращение. Буквы, вставленные только для благозвучия, не выражаются, если они требуют начертания особенного знака. Некоторые приставки выражаются особенными знаками, которые связываются с корнями. Сложные приставки пишутся слитно и соединяясь между собою как можно теснее. Некоторые прилагательные и существительные употребляются в виде приставок и выражаются сокращенно. В окончаниях (склонений и спряжений) пишется только знак, характеризующий окончание. Числительные выражаются цифровыми знаками по возможности упрощенными. Повторение цифры означается подчеркиванием. Знаки сотен и тысяч означаются словом сто или тысяча. Словоусечение. При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова. Одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие — постоянно.

Последнего рода усечения представляют собою знаки, которые сами по себе большею частью означают слова. Они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов. Слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как. Означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта. Знак . (милостивый государь), !!(милостивые государи) и т. Д. Ср. Scott de Martinville, "Histoire de la sténographie" (Пар., 1849). Guenin, "Recherches sur l'histoire etc. De la sténographie" (П., 1880).

Pitman, "A history of shorthand" (3 изд., Лонд. И Бат, 1891). Westby-Gibson, "The bibliography of shorthand" (ib., 1887). Moser, "Allgemeine Geschichte der Stenographie" (т. 1, Лиц., 1889). Faulmann, "Geschichte und Litteratur der Stenographie" (Вена, 1895). Ершов, "Обзор русск. Стенографических систем" (СПб., 1880). Zimmermann, "Geschichte der Stenographie" (Вена, 1897). Ziebig, "Nachträge zur Geschichte und Litteratur der Geschwindschreibekunst" (Дрезд., 1899). I. Depoin, "Annuaire Sténographique international" (Пар., 1889). Кроме того, целый ряд учебников и руководств различных систем С. На всех языках. На русском, кроме вышеупомянутых. А. Горшенов, "Учебник практической С." (СПб., 1893). В. Кривош, "Самоучитель русской скорописи" (Стенография, Петроград, 1893).

И. Паульсон и Я. Мессер, "Практическое руководство к изучению русской С. По началам Штольце" (4 изд., СПб., 1892) и мн. Др. Разработка различных вопросов С. Посвящены также многочисленные специальные периодические издания. "Deutsche Stenographenzeitung" (сист. Габельсбергера), "Stenographische Vierteljahrsscrhift" (то же), "Magazin für Stenographie" (сист. Штольце-Шрей), "Archiv für Stenographie" (то же), "Der Nationalstenograph" (национ. Сист.), "Pionier" (сист. Роллера), "Merkesiana" (сист. Меркеса) и др..

Значения в других словарях
Стеногальные организмы

Суть такие водные организмы, которые переносят лишь незначительные колебания в степени солености воды. С. Организмы противополагаются эвригальным, которые, напротив, способны жить при весьма различных степенях солености.. ..

Стенограф

Или большой сосновый короед (Tomicus stenographus s. Sexdentatus) — жук из семейства короедов (Scolytidae, см. Лубоеды), принадлежащий к группе собственно короедов (Tomicini). Форма тела удлиненная, сзади несколько суженная. Цвет блестяще-черный или бурый. Ноги и усики желто-бурые. Волоски на теле буровато-желтые. Грудной щит длинный с широкой срединной линией. Надкрылья с продольными рядами глубоких точек и гладкими промежутками. На заднем конце надкрылий глубокое углубление, по краям которого ..

Стенография*

(тахиграфия и много других названий — греч. Скоропись. ..

Стенолаз

(Tichodroma) — род певчих птиц семейства пищуховых (Certhiidae) с единственным видом краснокрылого С. (Т. Muraria), живущего в горах Южной Европы и Средней и Центр. Азии. Хвост слегка округленный, рулевые перья с мягкими опахалами. Клюв очень длинный, тонкий, почти круглый, в основании граненый, заостренный на конце. Тонкие пальцы с большими, сильно искривленными, острыми и тонкими когтями. Крылья округлены. Язык очень длинный, на конце острый, шилообразный, покрытый щетинистыми крючочками. Крас..

Дополнительный поиск Стенография Стенография

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стенография" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стенография, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа