Стриндберг
(Auguste Strindberg) — знаменитый шведский романист и драматург, род. В Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. В 1884 г. Покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. Начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы. Потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин.
Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии. Он стал доказывать, что женская эмансипация — великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. Он написал 12 повестей под общим заглавием "Очерки из брачной жизни". В них С. Еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С. "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы" (1889).
В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душою человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. Смотрит на женщину. В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам. Отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина — воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка. Утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. Доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу.
По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем большею частью на бред. Но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшие романы и драмы С.
Написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах, "Чандала" и "Аксель Борг", С. Отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего человека (Unter-Mensch). Власть последнего настолько же унижает человечество, насколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. Изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зле решается в духе Нитцше. Его герой — сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С.
Борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это — одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях — "Легенды", "Путь в Дамаск" — С. Все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. Сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными.
В общем С. — один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слишком склонный к одностороннему освещению жизни. Все егопроизведения (кроме вышеназванных, он написал еще прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц. Языки. Драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.З. Венгерова..
Дополнительный поиск Стриндберг
На нашем сайте Вы найдете значение "Стриндберг" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стриндберг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа