Стриндберг

67

(Auguste Strindberg) — знаменитый шведский романист и драматург, род. В Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. В 1884 г. Покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. Начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы. Потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин.

Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии. Он стал доказывать, что женская эмансипация — великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. Он написал 12 повестей под общим заглавием "Очерки из брачной жизни". В них С. Еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С. "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы" (1889).

В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душою человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. Смотрит на женщину. В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам. Отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина — воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка. Утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. Доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу.

По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем большею частью на бред. Но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшие романы и драмы С.

Написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах, "Чандала" и "Аксель Борг", С. Отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего человека (Unter-Mensch). Власть последнего настолько же унижает человечество, насколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. Изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зле решается в духе Нитцше. Его герой — сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С.

Борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это — одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях — "Легенды", "Путь в Дамаск" — С. Все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. Сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными.

В общем С. — один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слишком склонный к одностороннему освещению жизни. Все егопроизведения (кроме вышеназванных, он написал еще прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц. Языки. Драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.З. Венгерова..

Значения в других словарях
Стрикционная линия

(die Siritions-linie). — В косых (т. Е. Не развертываемых на плоскость линейчатых) поверхностях последовательные производящие, составляющие между собою бесконечно малый угол, не пересекаются, но имеют кратчайшее расстояние бесконечной малости. Если провести все производящие линии и отметить на каждой ту точку, в которой она ближе всего к бесконечно близкой к ней следующей производящей, то место всех этих точек будет С. Линия этой поверхности. С. Линия гиперболоида вращения — наименьший из паралл..

Стримон

(Στρυμών, Strymon) — величайшая после Аксия река древней Македонии, служившая восточной границей страны до царствования Филиппа II. Истоки С. Восходят к горе Скомию. Первоначально река течет в южном, затем в юго-восточном направлении, проходит через Прасийское озеро и при Амфиполе впадает в так называемый Стримонский залив, омывающий с востока Халкидику. С. Был судоходен лишьблиз устья. Теперь С. Называется Струмой, у турок — Карасу.Д. О.. ..

Стриннгольм

Андреас-Магнус (Strinnholm, 1786—1862) — выдающийся шведский историк. Первый его труд, "Svenska folkets historia under Konungarna af Wasaätten" (Стокг., 1819—24), доведен до сейма 1544 г. В Вестерасе, на котором шведский престол признан наследственным в доме Ваза. В 1830 г. С. Приступил к составлению по первоисточникам полной истории Швеции под заглавием "Svenska folkets historia fran äldsta till nuvarande tider" (Стокг., 1834—54. Некоторые отделы переведены на нем. Яз. Под заглавием "Wikingszüg..

Стритарь Иосиф

(Stritar) — словинский поэт (псевд. В. Miran и Р. Samotar). Род. В 1836 г. Первый сборник стихотворений С. ("Pesni", 1869) поразил критиков изяществом стиха, музыкальностью и глубоким патриотизмом. Собрание сочинений С. Вышло в 1887—99 гг. В Любляне (Лайбахе). Лучшие стихотворения переведены самим автором на немецкий яз. ("В. Miran's Gedichte", 1877). См. H. Нович, "Словинские поэты" (СПб., 1904).. ..

Дополнительный поиск Стриндберг Стриндберг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стриндберг" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стриндберг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа