Схима

77

Великая и малая — когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенск. Соб. Прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т. Е. Общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. Ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — 6 Вселенск.

Соб. Прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. Содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в С., или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. Отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой С. — большою торжественностью. Уподобление св. Отцами и учителями церкви пострижения в великую С., с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. Чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой С. В существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. Оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом. "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в.

Встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта. Молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить "великий образ" и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. Взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения. А так как чин великой С. В своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. Существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой.

Он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. Архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение в монашество" (Вильна, 1899). О пострижении в великую и малую С. В настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман..

Значения в других словарях
Схизма

(греч. Σχίσμα) — т. Е. Раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри, но позднее С. Стало называться лишь такое разделение в лоне церкви, которое не касается догматов. Этим С. И отличается от ереси. В словоупотреблении римско-католич. Церкви схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении. А так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточны..

Схизоцельная полость

(Schizocoelom) — полость тела, образующаяся через расхождение элементов среднего пласта или первичная, каковой она является у Rotatoria, Nematodes, Acanthocephali и вообще у первичнополостных червей. У вторичнополостных она представлена кровеносной системой.. ..

Сходки

Право С., или собраний (droit de réunion, Versammlungsrecht) — является одним из основных прав гражданина, гарантируемых конституционными законами. Тесно примыкая к праву ассоциации (см. Общества), оно вместе с тем существенно от него отличается. Ассоциация ставит себе цели постоянные, а если и преследует единичную цель, с достижением которой исчезает почва для существования ассоциации, то достижение этой цели предполагает деятельность непрерывную и систематическую. С. Вызываются интересами дня,..

Схоларий

См. Геннадий.. ..

Дополнительный поиск Схима Схима

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Схима" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схима, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа