Теизм
Т. В широком значении слова называется направление мысли, противоположное атеизму, или отрицанию существования Бога. В узком значении слова Т. Обозначает направление философской мысли в области теологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкой философии после Гегеля. От деизма (см.), по мнению Кудрявцева, это направление отличается признанием абсолютной неограниченности Божества и вследствие этого теснейшей связи его с миром. От пантеизма — признанием Его личности и отдельности от мира. Главным мотивом, послужившим к развитию Т., была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга и Гегеля. Главнейшие представители Т. — Фихте младший, Ульрици, Вирт, Вейсе, Халибеус, Шварц, Каррьер и Цейзинг.
Сущность Т. Определена Фихте младшим следующим образом. "Под Т. Мы разумеем общую мысль, что абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, все-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы. Поэтому оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлеченного, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие — внутренняя целесообразность.
Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом". Отсюда ясно, что Т. Покоится на допущении возможности познания Божества. Его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве. В этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, т.
Е. Непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Божества, как это делал, напр., Кудрявцев. Теистическое направление мысли не представляется законченным. Определение гносеологического его значения есть дело будущего. Ср. Schaden, "Ueber den Gegenzatz des theistischen und pantheistischen Standpunkts" (Ерланген, 1848). Mayer, "Theismus und Pantheismus" (Фрейбург, 1849). Кудрявцев-Платонов, "Из чтений по философии религии" (II-й т. Деизм, пантеизм, атеизм, теизм). Н. Боголюбов "Теизм и пантеизм" (Нижний Новгород, 1899). Вл. Соловьев, "Оправдание добра".Э. Р..
Дополнительный поиск Теизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Теизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 5 символа