Тейхмюллер

71

Густав-Август (Teichmüller, 1832—88) — нем. Философ. Был профессором в Геттингене, Базеле и Дерпте. Значение его определяется многочисленными исследованиями в области истории философии и собственным мировоззрением, выработанным им уже в конце жизни. Относясь отрицательно к материализму, позитивизму, критицизму и идеализму, Т. Наиболее сочувствует Лейбницу, которого считает основателем особого направления, характеризуемого отрицанием материи и признанием духовности всего существующего. Но и с Лейбницем, равно как с другими родственными ему по основным взглядам (напр. С Лотце), Т. Расходится во многих существенных пунктах. Вообще Т. Является в новейшей философии весьма своеобразным писателем как по взглядам, так и по форме изложения, напоминающей остроумный и блестящий стиль Шопенгауэра.

Обладая громадной эрудицией в истории философии и других отраслях знания, Т. Исследует философские вопросы с чрезвычайною разносторонностью и всегда считается с существующими теориями и мнениями. Литературная деятельность Т. Распадается на два периода. К первому, более продолжительному, относятся почти исключительно исследования по древней философии. В последнее десятилетие своей жизни он обращается к разработке гносеологических и метафизических проблем. Самые ранние сочинения Т. Посвящены Аристотелю. Затем в область его исследований входят Платон, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и др. Между историческими сочинениями Т. Наибольшее значение имеют его "Studien zur Geschichte der Begriffe" (1874) и "Neue Studien zur Geschichte der Begriffe" (1876, 1878 и 1879).

Здесь Т. Создает особый род историко-философского исследования — "истории понятий", — отличающийся как от истории философии, так и от других форм разработки исторического материала (напр. Истории проблем). Традиционная история философии, принимающая в расчет биографические данные, влияния общественных условий, политических и религиозных настроений и т. П., неизбежно нарушает строгость философских построений, внося некоторый посторонний ингредиент, относящийся уже к области исторической психологии. С этой точки зрения, история философии есть в известной мере история мнений и убеждений. Но все это, по Т., имеет лишь второстепенный интерес для философа. Главное внимание историка философии должно быть обращено на то, что составляет существеннейшее содержание философии, т.

Е. Понятия. История понятий состоит в исследовании их происхождения, развития и метаморфоз. Понятия, входящие в различные философские системы, оказываются иногда по существу тождественными, но лишь принявшими иной вид. Преобразование вида понятий зависит от сферы их применения, столкновений их между собою, приспособления их к господствующим истинам и настроениям и других влияний интеллектуальной обстановки. Обнаруживая тождественные принципы под внешними различиями и преемство основных идей философии, история понятий является наглядным опровержением довольно распространенного мнения о несогласимости и разрозненности философских построений. Кроме весьма ценных монографий по отдельным вопросам ("Unsterblichkeit der Seele", 1874, 2-е изд.

1879 г., русский перевод под редакцией Боброва. "Бессмертие души", 1895. "Frauenemancipation", 1877. "Das Wesen der Liebe", 1880), Т. Написал два сочинения, посвященные систематическому изложению его собственных воззрений. "Die wirkliche und die scheinbare Welt" (1882) и "Neue Grumdlegung der Psychologie und Logik" (1889). Исходным его пунктом является понятие бытия, на которое, по его мнению, до сих пор было обращено очень мало внимания. Источник этого понятия — интеллектуальная интуиция, т. Е. Такой познавательный акт, в котором соотносятся в единство элементарные пункты сознания, принадлежащие к трем категориям. 1) содержания, 2) деятельности и 3) сознания "я". Всякое состояние сознания, простое или сложное, может рассматриваться со стороны содержания и деятельности.

Краснота, гневность, образы, вызываемые чтением художественного произведения, составляют содержание соответствующих деятельностей. Созерцание красного, чувства гнева, деятельности фантазии. Различие содержания и деятельности всего лучше выясняется на случаях повторяемости различных деятельностей с одним и тем же содержанием. Стих из Одиссеи со стороны содержания остается тождественным при многократном повторении, тогда как деятельности каждый раз изменяются. Анализируя сознание и познание, мы находим их состоящими из разнородных элементарных пунктов, относящихся к указанным двум областям. Все эти пункты, сами по себе раздельные, соединяются в единстве нашего "я", сознающего как свои деятельности, так и их содержание.

Сознание "я" составляет третью и притом важнейшую область элементарных пунктов сознания. Содержание понятия бытия слагается из всех этих пунктов, существующих отдельно лишь в абстракции, в действительности же образующих живое субстанциальное единство. Рассматривая бытие с точки зрения указанного подразделения элементарных пунктов, необходимо различать три его рода (трихотомия бытия). 1) идейное бытие, т. Е. Содержание, 2) реальное бытие, т. Е. Функции или деятельности и 3) субстанциальное бытие, данное в сознании "я". Только к идейному бытию приложимы предикаты истинного или ложного, но неприменима форма времени. Реальное бытие определяется с точки зрения действительности (Wirklichkeit) или недействительности и подлежит временному порядку.

Субстанциальное бытие является основанием и объединяющим центром двух других. По аналогии с собственным "я" строится нами понятие о внешнем мире как состоящем из множества подобных духовных существ, или субстанциальных единств. "Я", приходящее путем самосознания к познанию своих деятельностей и общих форм проявлений, становится личностью. Так как "я" является у Т. Основанием всяческого бытия и необходимым единством личности, то свое мировоззрение он называет персонализмом. Весь так называемый материальный мир есть бессознательная проекция чувственных образов, возникающих в нашем сознании вследствие взаимодействия с другими существами. Наше тело, представляющее с проективистической точки зрения организованный комплекс клеточных элементов, в действительности есть система низших духовных существ, или монад, координированных в единство высшею монадою, т.

Е. Нашим "я". Пространственный порядок и временной порядок не существуют в действительности, но представляют лишь перспективные формы, в которых располагаются наши деятельности и их содержание. Необходимость и закономерность, с которою возникают в сознании временные и пространственные связи, заставляют, однако, предполагать для этих форм некоторое внешнее основание. В общем и целом таким основанием является "техническая система мира". Этим термином Т. Обозначает мировое целое, состоящее из отдельных субстанций, находящихся в постоянном движении и взаимодействии. Понятие движения играет в философии Т. Весьма важную роль и употребляется в двояком смысле. Прямом и метафорическом. В последнем случае под движением разумеется то же, что под терминами.

Изменение, деятельность, функция. Все отдельные субстанции находятся между собою в некоторой подвижной координации, состоящей в том, что акты одной обусловливают собою изменения в актах другой. Это не мешает каждой субстанциальной форме развиваться по некоторым внутренним нормативным законам. Основная ошибка дарвинизма состоит именно в том, что этот внутренний принцип развития совсем упущен из виду и все формы выводятся из внешних случайных условий. К особенностям философии Т. Принадлежит сведение чувства и воли к одной и той же деятельности, а также разделение познания на специфическое, при посредстве понятий, и семиотическое, или значковое, в состав которого входят данные непосредственного сознания. Он старался так же точно разграничить понятия сознания и знания, обыкновенно смешиваемые или весьма смутно различаемые.

Под несомненным влиянием Т. Находился русский философ Козлов. Его учениками были профессора философии Озе, Бобров и Лютославский. Важнейшие сочинения Т., кроме вышеупомянутых. "Aristotelische Einteilung der Verfassungsformen" (1859). "Die Einheit der Aristotelischen Eudämonie" (1859). "Aristotelische Forschungen". 1) "Beiträge zur Erkälrung der Politik des Aristoteles" (1867). 2) "Aristoteles Philosophie der Kunst" (1869). 3) "Geschichte des Begriffs der Parusie" (1873). "Die Platonische Frage" (1876). "Darwinismus uud Philosophie" (1877, русский пер. Под редакцией Боброва. "Дарвинизм и философия", 1894), "Die Reihenfolge der Platonischen Dialoge" (1879). "Paedagogisches" (1881). "Literarische Fehden im IV Jahrhundert v. Chr." (1881 и 1884).

"Religionsphilosophie" (1886). См. Рецензию о книге "Neue Grundlegung der P. Und L." Боброва ("Вопросы фил. И псих.", 1891, № 9). Козлов, "Густав Т." ("Вопросы фил. И псих.", 1894, №№ 24 и 25). Диссерт. Озе "Персонализм и проективизм в метафизике Лотце". Бобров, "О понятии искусства" (1894) и "Философия в России", вып. И (1899. Здесь подробный перечень работ Т.). P. Tannery, "Archiv für Gesch. D. Philos." (II, 3). L. Herr, "Revue philos." (1888).С. Алексеев..

Значения в других словарях
Тейфель

Вильг.-Сигизмунд (Teufel, 1820—78) — филолог. Был профессором классической филологии в Тюбингене. Главное его сочинение — "Geschichte der röm. Litteratur" (Лпц., 1868—70. О изд., обраб. Швабе, 1890).. ..

Тейфельсберг

(Чёртова гора) — одна из вершин в Лифляндской губ., Валкского у., близ Оппекальна. Выс. 903 фт.. ..

Тейчброд

Или Дейчброд — см. Немецкий Брод (см.).. ..

Тейю

(Tejus) — род крупных южноамериканских ящериц из сем. Амейв (Ameiridae, см. Ящерицы). От близких родов отличаются круглым хвостом и существованием 2—3 вырезок на верхних резцах. Из трех видов относящихся к роду Т. — тегуиксин, или саломпентер (Т. Teguixin Groy.), достигает длины почти 2 м. Коричнево-черный с белыми и желтыми пятнами и полосами. Мясо тегуиксина считается вкусным.. ..

Дополнительный поиск Тейхмюллер Тейхмюллер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тейхмюллер" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тейхмюллер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа