Тематический гласный

94

(граммат.) — гласный звук, которым оканчивается тема, или основа, представляющаяся как бы составленной из корня и Т. Гласного, присоединенного к нему в качестве особого Т. Суффикса. Так, например, слав. Берет может быть разложено. Бер-е-т (соответствует индоевропейскому *bher-e-ti), где бер-есть корень, -е- — Т. Гласный, а -т окончание 3 л. Ед. Ч. Т. Гласные имеются и у именных основ, в роде греч. Λύχος — λύχ-ο-ς, слав. Влк-, зват. Λύχε — λυχ-ε, слав. Влче = *влк-е и т. Д. В настоящее время вера в действительно суффиксальный характер подобных гласных сильно поколеблена. Многие ученые видят в сочетаниях bhere-, λυκο-, λυκέ- двусложные корни. При такой точке зрения термин Т. Гласный может быть удержан лишь в смысле последнего гласного темы, или основы, равносильной двусложному корню.С.

Б—ч..

Значения в других словарях
Тема в музыке

Музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. Имеет форму предложения, периода, а также двух- или трехколенного склада. Т. Не следует смешивать с мотивом (см.). Последний — только рисунок, составляющий часть темы. В музыкальном сочинении бывает одна Т. — в вариациях, песне, первой форме рондо, две или три Т. — в других формах рондо и в сонатной форме. При нескольких Т. Первая называется главною. В гомофонических сочинениях (см.) Т. Состоит из ..

Тематизм в музыке

Пользование той же темою в обширном музыкальном сочинении, причем тема проводится не только в одной, но и во многих частях сочинения, в измененном или в основном виде. Например, в Девятой симфонии Бетховена главная тема последней части симфонии появляется и в предыдущих частях, но в неполном и несовершенном виде. В четвертой симфонии d-moll Шумана тема интродукции является в третьей части симфонии, вторая тема романса — в скерцо. Образчиком весьма удачного Т. Служит первый фортепианный концерт Л..

Тематическое склонениe

Или спряжение (граммат.) — такой вид склонения или спряжения, в котором падежные и личные окончания присоединяются не прямо к последнему звуку корня, а к соединенному с ним Т. Гласному (см.), в отличие от нетематических видов флексии, у которых личные и падежные суффиксы присоединяются прямо к корню без помощи каких бы то ни было Т. Или соединительных гласных. Так, глаголы вроде греч.φέρω, слав. Бер, берет (= бер-е-т), санскр. 3 л. Ед. Ч. bharati или имена вроде греч. Λύχο - ς, санскр. vrk..

Тематическое склонение

Или спряжение (граммат.) — такой вид склонения или спряжения, в котором падежные и личные окончания присоединяются не прямо к последнему звуку корня, а к соединенному с ним Т. Гласному (см.), в отличие от нетематических видов флексии, у которых личные и падежные суффиксы присоединяются прямо к корню без помощи каких бы то ни было Т. Или соединительных гласных. Так, глаголы вроде греч.φέρω, слав. Бер, берет (= бер-е-т), санскр. 3 л. Ед. Ч. Bharati или имена вроде греч. Λύχο-ς, санскр. Vrka-s, сла..

Дополнительный поиск Тематический гласный Тематический гласный

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тематический гласный" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тематический гласный, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа