Теософия

106

(от θεός — бог и σοφία — мудрость) — мистическое богопознание. Первоначально это слово было синонимом "теологии". В таком значении оно встречается в сочинениях, приписанных Дионисию Ареопагиту и относимых в настоящее время к концу IV и началу V в. Христианской эры. В позднейшем словоупотреблении Т. Отличается от теологии тем, что последняя представляет систему знания о божестве, основанную на откровении и догматах, а богопознание теософическое опирается на непосредственные данные мистического восприятия. Но от мистиков теософы отличаются тем, что они большею частью стараются придать своим индивидуальным мистическим откровениям форму законченной и связной системы. Одни теософы относятся безусловно враждебно к рациональному познанию и к философии, другие стремятся объединить мистическое и рациональное познание в единое целое В сочинениях теософов мы находим нередко причудливое сочетание крайней фантастичности содержания с внешней симметричностью и стройностью, придающими субъективным построениям видимость связной, научно разработанной системы.

Сила религиозного одушевления, иногда поэтическая роскошь фантазии, богатый образный язык составляют сильную сторону наиболее замечательных теософических произведений. Но символизм, обилие аналогий, сравнений, метафор взамен строгой логической доказательности лишают этот род произведений серьезного научного значения. Во всяком случае они представляют драгоценный психологический материал для изучения особенностей так назыв. "мистического воображения" (см. Ribot, "L'imagination creatrice", 1900, стр. 185). Некоторые относят к теософам новоплатоников и гностиков, но чаще этот термин применяют к мистическим писателям нового времени. Якову Бёму, Валентину Вейгелю, Парацельсу, Сен-Мартену, Сведенборгу. Необузданность фантазии у некоторых теософов достигает крайней степени.

У С.-Мартена, автора поэмы "Le crocodile ou la guerre du bien et du mal arrivée sons le régne de Louis XV" (1799), Т. Фигурирует в качестве Madame Jof (Foi), побивающей хитрости Сатаны (крокодила). Такие теософы-фантазеры резко противопоставляют себя "философам", как это видно из эпитафии С.-Мартену, приведенной в соч. Баадера:О trop cruelle mort, tu viens nous enleverSaint-Martin. Ce savant dans la théosophie;Il combatit l'erreur et sut se préserverDe ces systémes vains de la philosophie.Здесь теософическое познание противопоставляется философскому, рациональному. По-видимому, так понимает Т. Баадер, называя ее расширенной, исправленной и христиански преобразованной мистикой каббалы (см.). Издатель сочинений Баадера, барон Фр.

Остен-Сакен (1860), противопоставляет Т. Философии как нечто высшее, не нашедшее себе места в истории философии Гегеля. Однако сочинения даже таких теософов имели влияние на историю философской мысли в собственном смысле слова. Так, напр., Бём натолкнул своими сочинениями Гегеля на исследование проблемы о "происхождении зла". Сведенборг побудил Канта философски обследовать вопрос о возможности "духовидения". Шеллинг впервые подчеркнул в понятии Т. Равноправность мистического и рационального элемента в богопознании. Он несочувственно говорит о "теософизме" как о роде мистицизма, исключающем возможность научного познания в противоположность Т., являющейся синтезом мистического богопознания с философским разумным познанием.

После Шеллинга термин "Т. "в применении к собственной системе употребляют Баадер, Росмини ("Teosofia"), Трентовский ("Teosofia wszyskich ludów"). Шеллинговское понимание Т. Усвоил и Владимир Соловьев, который разумеет под нею "цельное знание" — высший синтез рационального и эмпирического знания с мистическим. Философскую Т. В противоположность "традиционной" Соловьев называет свободной. Свободная Т. Должна быть продуктом критической мысли, опыта и мистического откровения. Вследствие того, что многие теософы (напр. Парацельс) допускали наряду с мистическим восприятием раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес, т. Е. Тауматургию, слово Т. Приобрело это последнее значение у основателей так называемого Теософического общества, возникшего в 1875 г.

В Америке и затем перешедшего в Индию и в Европу. Т. В этом обществе является новою формою буддизма. Главную роль играют в ней благотворительность и общение с таинственными силами природы, дающее возможность творить чудеса. Трудно представить себе более нелепое словоупотребление. "мистическая часть буддистской доктрины, — говорит Владимир Соловьев, — никогда не могла обозначаться каким-нибудь термином, соответствующим греческому слову Т. (по-русски богомудрие)". "Одно и то же учение не может быть зараз и буддизмом, и Т.", так как буддизм — атеистическая религия (см. Статью Вл. Соловьева "Блаватская" в "Критико-биографич. Словаре" Венгерова, т. III, стр. 316). Теософическое общество, основанное г-жою Блаватской, следует называть необуддийским или тауматургическим, но отнюдь не теософическим.

Это неправильное словоупотребление является постоянным источником недоразумений для желающих познакомиться с Т. Так, напр., в статье Клери "Qu'est се que c'est que la théosophie" ("Revue Bleue", 1900) нет решительно ничего по вопросу о богопознании. В истории филос. Терминологии Эйкена нет указаний на историю термина "Т.". О значении этого термина в новейшей философии обстоятельные указания у Куно Фишера в его "Истории новой философии", в томе, посвященном Шеллингу. См. Hubert Reckers, "Schellings Geistesentwickelung etc." (стр. 17, 38).И. Лапшин..

Значения в других словарях
Теоры

(θεωροί). — Слово теор, как и эфор, у древних греков обозначало прежде всего наблюдатель (θεάομαι — смотрю) и в некоторых государствах (Мантинее, Тегее) употреблялось в смысле главного магистрата. Отсюда возникло более обычное сакральное значение понятия Т. Так назывались послы, которых государство командировало для исполнения какого-либо религиозного акта, например для обращения к оракулу или для присутствования на каком-либо религиозном торжестве в другом государстве. Сакральные Т. Не были орд..

Теос

(ή Τέος) — древний ионийский город на зап. Берегу Малой Азии, к ЮЗ от Смирны. Первоначально это была колония эолян, но ионяне вскоре заселили всю страну, и Т. Превратился в чисто ионийский город. Кроме эолийских элементов, здесь были и туземные, со временем эллинизировавшиеся. В Т. Мы встречаем 4 ионийско-аттические филы и праздник Апатурий. Далее упоминаются еще πύργοι и σομμορίαι, в которых следует видеть подразделения фил. Πύργοι (башни) — деление территориальное, соответствующее, по всей вер..

Теотигуакан

Нагорье в респ. Мексике, в 23 км от г. Тецкуко. Окаймлено со всех сторон, кроме В, горными вершинами. Славится двумя древними пирамидами, находящимися в центре нагорья. Первая пирамида (солнца) достигает 60 м высоты, вторая (луны) — 46 м.. ..

Теотокополи

Доменико (Theotocopoli, Teotocopoli) — испанский живописец, архитектор и скульптор, уроженец Греции, прозванный поэтому Греком (el Griego, el Greco). Явившись еще юношей в Венецию, образовался там под влиянием Тициана, Бассано, Пальмы и Тинторетто, быть может, непосредственно учился у первого из этих мастеров, и отсюда около 1575 г. Переселился в Толедо. Здесь он составил себе известность картинами религиозного содержания и портретами, имел немаловажное влияние на направление кастильских художни..

Дополнительный поиск Теософия Теософия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теософия" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теософия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа