Триодь
(трипеснцы) — две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней круга годичного, в которые поются иногда трипеснцы, т. Е. Каноны не полные, а состоящие из двух, четырех, но чаще из трех песней. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Т. Совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Т., составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования — Т. Постной и Т. Цветной. Г. Постная содержит в себе изменяемые молитвословия для дней приготовительных к посту св. Четыредесятницы и для дней самого поста св. Четыредесятницы. Она начинается с недели мытаря и фарисея и обнимает седмицы и недели приготовительные, великого поста и страстную седмицу.
По содержанию своему, она подобна Октоиху и отличается от него как содержанием своих песней, так как они, применительно ко времени, выражают чувство покаяния, так и тем, что на будние дни содержит вместо полных канонов, какие находятся в Октоихе, неполные. В состав постной Т. Входят песнопения разных песнописцев (числом около 20). Андрея Критского, Козьмы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Иосифа и Феодора Студитов и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксаря постной Т., Феодором и Иосифом Студитами. Однако, и после них она была умножаема в своем составе до XIV в. Так, после них в Т. Внесены синаксари, также последования в неделю православия, в недели вторую, четвертую и пятую.
Три последних последования сама наша Т. Называет учреждением новейшим. Т. Цветная содержит в себе последования для дней пятидесятницы и седмицы пятидесятницы. Она начинается от первого дня пасхи и простирается до недели всех святых. Из такого содержания объясняется и наименование, иногда усвояемое ей — пентикостарион. Цветной же она называется или потому, что иногда излагала последования страстной седмицы и недели ваий, а эта последняя называется цветоносною. Или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые при том могут служить символом для обозначения духовной красоты и изящества самых песнопений Т. Цветной. Т. Цветная, подобна Октоиху, имеет связь с ним и отношение к нему.
Отличается от него тем, что не имеет деления на гласы, и содержанием самых песнопений, которым служат различные воспоминания на одни и те же дни разных седмиц. Главнейшие воспоминания ее относятся к трем важнейшим событиям. Воскресению Христову, вознесению Господню и сошествию Св. Духа на апостолов. Песнопения Т. Цветной, так же, как и Т. Постной, суть произведения многих писателей, из которых имена одних остались неизвестными, а имена известных принадлежат V — XIV вв. Знаменитейшие из песнопений цветной Т. Принадлежат Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили постную Т. Умножение и образование книги может быть относимо к XIV в..
Дополнительный поиск Триодь
На нашем сайте Вы найдете значение "Триодь" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Триодь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа