Триптолем

73

(Τριπτόλεμος, Triptolemus) — герой цикла елевзинских и аттических мифов о Деметре, сын елевзинского царя Келея (по Гигину — Елевзина, по аргивскому сказ. — Трохила) и Метаниры (по др. Кофонеи, Гионы). По елевзинскому преданию, Деметра, в образе смертной женщины, пришла к царю Келею в Елевзин и взялась воспитывать младшего брата Т., Демофонта. Однажды ночью, желая дать Демофонту бессмертие, она положила его в огонь, но в это время как раз вошла Метанира. Испуганная мать подняла крик, а тем временем ребенка истребило пламя. В вознаграждение за эту потерю Деметра подарила Триптолему запряженную драконами крылатую колесницу и пшеничные семена. По Гигину, не Демофонт, а сам Т. Был положен Деметрою в огонь, причем отец его Елевзин, за то, что сделался свидетелем таинства, был поражен смертью, а сам Т.

Одарен упомянутыми атрибутами земледелия. Как любимец Деметры, Т. Был посвящен в тайну священных мистерий и сделался жрецом богини, которая научила его обрабатывать землю. С его именем связано введение в Аттике земледелия и распространение оседлой культуры. Так, на прилегающем к Елевзину Рарийском поле, где показывали алтарь Т., впервые, no преданию, была обработана земля под посев и собрана первая жатва. Позднее и в Афинах, на зап. Склоне Акрополя, утвердился культ Т. Здесь был построен Елевзиний и храм Т., на месте, где Афина, также учительница земледелия, впервые вспахала землю. Показывали еще одно место, которое, по преданию, было вспахано и засеяно Т. При введении в стране хлебопашества. Оно находилось на священной дороге, соединявшей Афины с Елевзином.

Эти три пункта фигурировали в культе, во время праздника тройной священной пахоты. Деятельность Т., как первого учителя хлебопашества, не ограничивалась Аттикой. На своей волшебной колеснице он объехал вселенную, повсюду распространяя вновь открытое им знание и связанную с развитием земледелия культуру. Вазовая живопись и другие произведения искусства дают нам обстоятельную картину этой деятельности Т. Большею частью он представляется сидящим или стоящим на крылатой колеснице, влекомой парою драконов, причем изображается или момент его отправления в далекий путь, в присутствия Деметры и Персефоны, которые вручают ему орудия земледелия и хлебные зерна (краснофигурные вазы), или момент полета по воздуху, когда Т.

Рассыпает дары Деметры перед изумленными людьми. Сам Т. Изображается бородатым мужчиной. В руке у него скипетр или связка колосьев, или чаша с вином. Софокл в своем Т. Представил героя во время полета по вселенной, распространяющим дары Деметры в негостеприимных странах. В конце путешествия он борется с недоброжелательством Келея, но выходит из борьбы победителем и воцаряется в стране, основывает город Елевзин и устанавливает культ Елевзинской Деметры. Позднее и у других народов Греции сложились сказания о первом хлебопашце, причем у некоторых народов Т. Был перенесен в местные генеалогические сказания. Так, в Аргосе существовало предание о путешествии Т. На восток (в Сирию), куда он отправился в поисках за Ио. В эллинистическую эпоху основание некоторых греческих поселений в Сирии и введение земледельческой культуры приписывалось Т.

В Александрии, в связи с плодородием почвы и под влиянием культа Озириса, возник новый Елевзин, причем на Т. Были перенесены некоторые черты названного египетского божества. Во время путешествия Т. Деметра защищала своего любимца от опасностей. Скифского царя Линка, замыслившего убить Т., она обратила в рысь, а гетского царя Карнабоне, который хотел убить Т. И умертвил одного из его драконов — в созвездие Офиуха. По смерти Т. Получил божеские почести. По Платону, он был одним из трех судей в подземном царстве. Ср. Preller, "Demeter und Persephone" (Гамбург, 1837). Его же, "Griechische Mythologie" (I т., 4 изд., стр. 770 и сл. Б., 1894).Η. Ο..

Значения в других словарях
Триптилион

(Triptilion R. P.) — родовое название растений из сем. Сложноцветных. Известно до 12 видов, дико растущих в Чили. Это — однолетние или многолетние травы, с голубыми или белыми цветками, собранными в мелкие головки либо без ножек, либо с короткими ножками, головки расположены метелками. В каждой головке по 3 — 5 цветков. Хохолок из 4 — 5 обваливающихся, коротко или длиннореснитчатых узких чешуек, листья попеременные, шиповато-зубчатые или перистораздельные.. ..

Триптих

Икона, состоящая из трех частей. Средней доски, занятой главным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковых створок с побочными изображениями (напр., на средней доске — Богоматерь с Младенцем, на створках — предстоящие ей святые). Створки, вращаясь на петлях, могут ложиться на среднюю доску и вполне заслонять собою находящееся на ней изображение, причем и то, что написано на них самих, делается невидимым. Иконы такого рода известны на Руси под названием "складней". Они завелись о..

Трипудий

(Tripudium или множ. Число Tripudia) — у древних римлян. 1) воинственный танец, при котором трижды ударяли ногой (ter и pes) о землю. Танец исполнялся Салиями во время религиозного шествия их по городу. 2) технический термин авгурского права, в котором под Т. Разумелись "прыжки" зерен или частиц корма, предлагавшегося при гаданиях священным птицам. Это гадание называлось auspicium ex tripudio и считалось благоприятным, если птица клевала с такою поспешностью и жадностью, что из его клюва отскаки..

Трипундра

(санскр. Tripundra = три черты) — три поперечные линии на лбу индийских сектантов-шиваитов. Этот знак изображается при помощи так назыв. Вибхути, т. Е. Пепла от огня брахмана-агнихотра (служителя огня) или золы, полученной при сожигании коровьего помета, принесенного в жертву какому-нибудь божеству.. ..

Дополнительный поиск Триптолем Триптолем

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Триптолем" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Триптолем, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 9 символа