Тюрко-татары

64

Или турецко-татарские народы — термин, синонимный сл. "тюрки" (см.). Происхождение и значение этого термина требует пояснения. Дело в том, что под словом "татары" или "тартары" еще до настоящего времени, особенно на Западе, обозначают совокупность совершенно различных по языку и расовым признакам народов — монголов, тунгусов, тибетцев, тюрков. Так, напр., столь далекий от территории тюрков Татарский прол. Получил свое название вследствие того, что Лаперуз считал найденных им на берегах этого пролива обитателей — гиляк, айнов, орочей — народами татарского племени. Монголию еще очень недавно называли Татарией. Ориенталист Абель де Ремюза в своей книге о татарских языках говорил о монголах, маньчжурах, тибетцах и тюрках и еще в 1885 г.

Harles опубликовал книгу "О национальной религии вост. Тартаров. Маньчжуров и монголов". Сами татары никогда не называли и не называют себя этим именем. Некоторые полагают, что слово "татары" тунгусского происхождения (от ta-ta — тащить, натягивать) и значило "стрелок из лука". Вероятнее, что оно китайского происхождения. Китайские летописи IX в. Нашей эры обозначают татар двумя знаками, которые можно читать та-та или та-дзе — термин, которым китайцы обозначают и до сих пор все варварские племена Приамурского и Уссурийского края. Гольдов, гиляк, орочей (за частью последних название тацзы, тазы сохранилось даже у самих инородцев и от них перешло к русским пришельцам края). По Ремюза, в некоторых диалектах китайских, имеющих звук, близкий к р, слово та-та произносилось и тартар.

Такое же двойное название находим и у персидских и арабских историков. Во всяком случае китайские историки термином та-та обозначали безразлично монголов и тунгусов, причем специально этим именем называлось отдельное монгольское племя, жившее в долинах Инь-шаня, по берегам северного изгиба Желтой реки. Это последнее составляло часть племени мо-го, жившего к СВ от Китая. Побежденное в 824 г. Тунгусским племенем киданей, племя та-та отчасти подчинилось этим последним, отчасти восточным монголам, отчасти двинулось на ЮВ через пустыню Гоби и заняло область Тянь-Шаня. Эта часть племени (собственно татары) сначала мирно жило бок о бок с китайцами, подчинившись им при династии Ляо и Кинь, но впоследствии стала своими набегами наводить ужас на Китайскую империю.

В конце концов китайцы стали называть именем татар и все варварские орды, которые тревожили границы и владения Китая. После завоеваний Чингисхана, мать которого была из племени татарского, все племена, завоеванные им (монголы и собственно татары), приняли общее название татар. Когда при преемниках Чингисхана была завоевана часть Сев.-Вост. Азии и Вост. Европы, населенной главным образом тюркскими племенами — печенегами, команами и т. Д., то название татары было перенесено с покорителей-монголов на тюркские народности царств и ханств, вновь образовавшихся на Кавказе, Волге, в Крыму, Сибири и т. Д. Немногочисленность состава монголо-татар. Завоевателей привела к тому, что монгольский элемент и монгольский язык совершенно были поглощены тюркскими, но имя татар тем не менее сохранилось, несмотря на распадение монгольских государств.

В науке в настоящее время название татар совершенно отвергнуто в применении к монголам и тунгусам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие отдругих тюркских народностей, носящих самостоятельные исторические названия (киргизы, туркмены, сарты, узбеки, якуты и т. Д.). Некоторые ученые (Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали видоизменить терминологию некоторых Т.-татарских народностей, которые в соматологическом отношении мало имеют общего с тюрками, назвав, напр., адербайджанских татар (по типу — иранцев) адербайджанами, алтайских татар (скорее финнов, чем тюрков) — алтайцами и т.

Д. Но это пока не привилось, тем более, что по историко-этническим судьбам тюркского племени язык является главнейшим расовым его признаком. Иначе пришлось бы исключить из его состава и турок-османов, часть туркменов и многие другие народности. Народности, говорящие на тюркском языке и называемые в России татарами, разделяются обыкновенно на три группы. Сибирскую, европейскую и кавказскую. А) Первая, сибирская, подразделяется на следующие подгруппы. I. Алтайская, занимающая район Алтая и его предгорий, равно как соседние уезды Ачинский и Минусинский (Енисейской губ.) и Мариинский, Бийский и Кузнецкий (Тобольской губ.). Она образовалась из енисейцев, самоедов и финно-угров, смешавшихся с различными тюркскими и монгольскими племенами и говорящих на тюркском языке.

В свою очередь она делится на следующие отделы. 1) Абаканские татары. Качинцы, койбалы, сагайские татары (в Абаканской степи) и кызылы (в Юсской степи, по Белому и Черному Юсам до р. Кии и Божьего озера). Большая часть из них — кочевники, только сагайцы переходят к земледелию. В основу этих народностей легли енисейские и самоедские племена, занявшие свои территории в конце XVII в. После удаления киргизов и потом покоренные сначала калмыками, а впоследствии остатками Кучумского царства, татарским племенем кази, ныне составляющим главный элемент качинцев, большая часть которых уже обрусела. Сагайские Т. — енисейцы, отуреченные племенем ту-кю (еще в 1847 г. Некоторые роды помнили слова своего древнего енисейского или самоедского языка).

Качинских татар считалось в 1892 г. 11363, сагайских, в 1890 г. — 18701. Общее число абаканских татар — около 35000. 2) Татары Северного Алтая, или кузнецкие (отуреченные енисейцы и самоеды бассейна Верхней Оби, по Аристову), разделяющиеся на следующие народности. А) кумандинцы (в бассейне Бии. В 1893 г. 3580 чел.) — занимаются земледелием и быстро поддаются обрусению. Они высокого роста и субрахицефальны (гол. Указ. На живых. 82,6). Б) лебединцы (по р. Лебеди), по языку ничем не отличающиеся от первых, численностью в несколько сот душ. В) черневые или лесные татары (йыш-киши по-тюркски, туба у алтайцев) — отуреченные киргизами самоеды (Радлов), численностью около 6000 чел., обитают между Телецким оз. И Катунью. Они среднего роста (1,65), хорошо сложены и имеют удлиненную голову (гол.

Указ. На живых 79,5). Живут в круглых берестяных шалашах, держат немного скота, главным образом занимаются охотой и собиранием кедровых орехов. Земледелие в зародыше. Почти все шаманисты. Г) шор, или шорцы, живут в горах между Телецким оз. И вершинами р. Томи. Это потомки татар-"кузнецов" XVII в., отуреченные киргизами енисейцы (по Радлову). Занимаются охотой и рыбной ловлей. В 60-х годах их было 10688 чел. Д) чулымские татары, обитающие в Юсской степи среди сплошного русского населения, в округах Ачинском и Мариинском. Большая часть обрусела. Остальных около 500. Е) потомки татар-"кузнецов", смешанных с телеутами, обитающие в сев. Отрогах Кузнецкого Алатага, к З от Томи, по языку близкие то к шорам, то к телеутам, численностью (по Радлову) в 3298 чел.

— Численность всей группы по одним (Аристов) 21844 чел., по другим (Ядринцев) 23600. 3) Собственно алтайские татары, или алтайцы, кочующие в бассейнах Верхнего Чарыма, Катуни и Телецкого оз., у русских носящие также название белых калмыков или просто калмыков, сами именующие себя алтай-киши и изредка ойротами. К ним нужно присоединить близких по языку телеутов, называющих себя теленгетами и кара-калмыками (долина Чуй), телесами (долина Чулыхмана), и уланами (долина Башкауса), называемых также двоеданцами (до 1865 г. Они платили дань России и Китаю). Это — кочевники, сохранившие свой национальный костюм, по религии почти все шаманисты. Алтайцы по физическим признакам далеки от калмыков. Роста высокого (1,76), череп весьма брахицефален (гол.

Указ. На живых. 86,4), лицо удлиненное, скулы маловыступающие, глаза без монгольской складки. Телеуты ниже ростом (1,64), менее брахицефальны (гол. Указ. 81,7). Численность алтайцев — 17014 д. (по Ядринцеву, 1880 г.), а собственно телеутов (Кузнецкого окр.) — 5782 д. Всего в группе 22796 д. II. Западносибирские татары, составившиеся из следующих элементов. Татар — основателей Сибирского царства, ногайцев и казаков, прибывших в XV и XVI вв. На Тобол и Иртыш вместе с киргиз-казачьими князьями, торговых сартов и таджиков (бухарцев) и, наконец, переселившихся в Сибирь после завоевания ее русскими казанских татар. Они делятся по языку на. 1) Барабинцев, обитающих в Барабинской степи, между Иртышом и Обью (смесь тюрков с уграми).

В 1883 г. Их считалось 4459 д. 2) Иртышских u тобольских татар, гораздо более смешанных с волжскими татарами и бухарцами. Наиболее чистые между ними — тарлыки (по Иртышу, от устья Тары до Тобольска). В 1863 г. Их было всего 25691 д. 3) Тюменьских, ялуторовских и пр. Татар, весьма смешанных, численностью в 4356 д. В качестве купцов, оседлых и странствующих, их много тысяч рассеяно в Степном крае, Зап. Монголии, Тарбагатае и т. Д. Всех западносибирских татар — 41783, а во всей Сибири татар около 68000 д. Все зап.-сибирские Т. — мусульмане, хотя мало фанатичны. По образу жизни, исключая покроя одежды, они мало разнятся от русского населения. Все почти оседлы, занимаются скотоводством и земледелием, также весьма охотно торговлей, стационарной и развозной.

Физический тип смешанный. Нередки красивые европейские типы, но есть и остяцко-самоедские (заболотные татары — настоящие остяки, принявшие ислам и говорящие по-татарски). Между русским и татарским населением происходит взаимная непрерывная метисизация. Во многих городах Сибири немало русских семейств, являющихся потомками русско-татарских метисов. Б) Европейская группа. I. Казанские татары,потомки кипчаков Золотой орды, перемешанные с древними булгарами, финнами и др. Больше половины их, свыше 600000, живет в Казанской губ., значительная часть в Самарской, остальные в Симбирской, Вятской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Пермской, Оренбургской, Тамбовской, Рязанской (касимовские — потомки Т. Касимовского царства.

См.). Несколько тысяч рассеяны по разным городам России в качестве ресторанной прислуги, старьевщиков, купцов и рабочих. Некоторая часть переселилась в Русский Туркестан. Отличные в физическом отношении от других татарских народностей европейской группы, казанские Т. Выше среднего роста (1,62) и представляют два различных типа. Один красивый, европейский, с продолговатым овалом лица, правильным, прямым носом, живыми, правильно разрезанными черными глазами, мало выступающими скулами, хотя губы несколько толсты, борода негустая, клинообразная. Другой — с более угловатыми чертами, приплюснутым носом и т. Д. Это различие совершенно совпадает с результатами черепных измерений проф. Малиева, давшими два типа. Один — древний, долихоцефальный (гол.

Указ. 77,3), другой — современный, брахицефальный (гол. Указ. 81,9). Измерения Бензенгера среди кассимовских татар дали тоже доказательства брахицефалии (гол. Указ. На живых 83,1). Татары бреют голову. Женщины, в общем, довольно миловидны, белят и румянят лицо, сурмят брови и ресницы, чернят зубы и красят ногти. Мужчины под шляпой (поярковой или меховой) носят ермолки, тютюбейки, часто богато расшитые. Духовные и вообще почетные лица носят белую чалму. У женщин богатых головным убором служат шелковые или бархатные колпачки с дорогой бахромой, позументами и всякими др. Украшениями, на которые вообще татары очень падки (массивные цепочки, браслеты, самоцветные камни и т. П.). Даже обувь любят украшать серебряными и золотыми вышивками.

Через левое плечо татарки носят перевязь с карманом для корана, одежда вообще восточного типа, длинная и широкая. Большая часть казанских Т. — земледельцы, но земледелие мало обеспечивает их, главным образом ввиду скудости наделов, и потому отхожие промыслы, извоз, работа в фабричных центрах, мелкая торговля — обычное явление. Многие живут в городах, занимаясь крупной торговлей, владея фабриками и заводами. Некоторые отрасли торговли — напр. Торговля хлебом, солью, кожами — почти всецело в их руках. Они же — посредники в торговле с купцами Средней Азии. Как рабочие, они славятся добросовестностью, выносливостью, трезвостью и аккуратностью. По религии они — магометане, весьма преданные своей вере. Содержат специальные школы для своего духовенства, которое заканчивает свое образование в далеких центрах мусульманской учености.

Заботятся об издании книг на татарском языке, которых в Казани ежегодно выходит до 1 млн. Экземпляров. Многоженство разрешено, но практикуется только у богатых. Брак — гражданский договор, основанный на калыме, хотя и освящаемый религиозным обрядом. Развод по желанию одной стороны совершенно свободен. Брачные обряды интересны пережитками старины. Молодой до поры до времени (до обмена подарками) не может встречаться с тестем и тещей. Положение женщины лучше, чем у русского населения, и свободнее, чем, напр., у османов. II. Астраханские татары (численностью до 50 тыс.) делятся на юртовских (смесь татар Золотой Орды с хазарами) и кундуровских, ногайцев-карагачинцев, переселившихся с Кавказа. Первые живут в Астрахани (слобода Царево) и в ее уезде.

Вторые, некогда кочевавшие по Кубани, с XVIII в. Поселились в Красноярском у., занимаясь земледелием и торговлей. III. Крымские татары, состоящие из тюрков и отуреченных потомков разноплеменного населения южной части полуострова, остатков Ногайской орды и Крымского ханства, численностью в 142179 душ (по данным за 1884 г.). Их делят на степных, настоящих татар-тюрков, горцев и прибрежных (конгломерат кипчаков, хазар, генуэзцев, греков, готов, сельджуков, армян, евреев, цыган). Различие происхождения отразилось и на различии в типе. Степные представляют черты тюркские. Рост 1,64, гол. Указ. 80. У остальных — черты средиземной расы. Рост 1,66, гол. Указ. 84. По облику напоминая албанцев, черногорцев, цыган, они одеваются сходно с черногорцами и кавказцами.

Они довольно культурны. Имеют газету на турецко-арабском языке ("Терджиман" — переводчик), издающуюся в Симферополе. Многоженство вывелось. Славятся трудолюбием, честностью, чувством собственного достоинства, опрятностью. V. Татары литовские и польские, потомки ногайцев, водворившиеся в Литве при Витовте. Большинство говорит по-польски, но по религии осталось магометанами. Занимаются земледелием, торговлей и ремеслами (скорняки). Есть между ними и люди с университетским образованием — врачи, военные, чиновники. Всего их около 7200, рассеянных по губерниям Виленской, Минской, Гродненской, Ковенской, Плоцкой и Волынской. В) кавказская группа, составившаяся из самых различных элементов. Древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами.

Их делят на следующие группы. 1) Татары-горцы, или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин, перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) — 16667 душ, вторых — 51955. Занимаются скотоводством. Одеваются по-кавказски (черкеска, папаха). Они выше среднего роста (1,67 — горцы, 1,65 — кабардинцы), гол. Указ. И тех, и других — 83,6, голова круглая, цвет кожи смуглый, волосы и глаза черные. Глаза поставлены горизонтально, без всяких монгольских признаков. Одни (грузинские писатели) выводят их от хазар, пришедших в IX в., другие (русские ученые) считают их потомками кипчаков и туркменов, смешанных с туземцами (черкесами, осетинами). К В от них, на сев. Склонах Кавказского хребта, живут карачаи (около 22000 д., в 1881 т.), семитского типа.

Головной указатель колеблется между 81—88. Есть несколько случаев долихоцефалии. 2) Татары дагестанские, или кумыки, по вост. Побережью Каспийского моря, от Терека почти до Дербента. Эккерт их насчитала в 1881 г. 83000 д. По Шантру, они представляют черты монголоидные, сильно семитизированные. Головной указатель 84,7. Форма головы очень круглая. К ним причисляют ногайцев, сильно омонголизировавшихся от смешения с калмыками. 3) Татары адербайджанские, тюрки по языку, по расе иранцы, занимают большую часть Южного и Юго-Вост. Закавказья, почти всю русскую Армению. Численность их 1168025 д. Около 40 тыс. Их в Персии. По обычаям и внешнему быту напоминают персов, влияние которых сказывается во всем. Они бреют головы, но оставляют два локона на висках.

Подобно армянам и курдам, уродуют головы детей, придавая лобной кости покатое направление назад. Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза темные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьезное, важное. Славятся трудолюбием, прямотой, честностью. Они моногамны. Женщины пользуются свободой, ходят с открытым лицом. В религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны. Их язык, наречие Т.-джагатайского, отличается простотой и легкостью изучения, почему он среди кавказцев общераспространен и считается модным. Историю татар — см. Татары.Литературу см. Тюрки, Турецкие языки, а также ст. "Tatares" в "Noveau diction. De geogr. Universelle", par Y.

De Saint-Martin et Rousselet (т. VI, 1894). H. Howorth, "History of the Mongols" (т. II. "The So-called Tartars of Russia and Central Asia", Л., 1880). Ст. Клапрота, "Was sind Tataren" (в его "Asia Polyglotta", 1823). Schott, "Die ältesten Nachrichten von Mongolen und Tataren" (Б., 1846). Castren, "Ethnographische Vorlesungen über die altaischen Volker" (СПб., 1851). Небольсин, "Заметки о кундровских татарах" ("Вестн. Геогр. Общ.", 1851, т. I). Vambery, "Die primitive Kultur des turko-tatarischen Volks" (Лпц., 1879). Бензенгр, "Касимовские Т." ("Изв. Общ. Люб. Ест. В Москве", 1879, т. XXXV). Ядринцев, "Об алтайцах и черневых Т." ("Изв. Геогр. Общ.", 1881). Его же, "Алтай и его обитатели" ("Истор. Вестн.", т. XX, 1885). Его же, "Инородцы Сибири" (СПб., 1891).

Зограф, "Алтайцы по наблюдениям и измерениям Ядринцева" ("Изв. Общ. Люб. Ест. И этногр. В Москве", т. XLIX, вып. 3). R. V. Eckert, "Der Kaukasus und seine Völker" (Лпц., 1887). Chantre, "Recherches anthrop. Dans la Caucase" (т. IV, П., 1887). Харузин, "Заметка о татарах южн. Берега Крыма" ("Дневн. Моск. Общ. Люб. И пр.", 1890). Вырубов, "Отчет о путешествии на Кавказ" (там же, 1890). Его же, "Антропологические наблюдения над татарами Тавриды" (там же, 1891). К. Иков, "Краниология татар южного берега Крыма" (там же, 1891). H. Ф. Катанов, "Письма" ("Записки Академии наук", т. 73, кн. 2,1894). Кулаков, "Татары Минусинского окр." (СПб 1898).Л. Ш—г..

Значения в других словарях
Тюркети

Эдуард (Turquety, 1807—67) — французский поэт и библиофил. Сблизившись с Шарлем Нодье и другими представителями романтизма, сам примкнул к этому направлению. В поэтических произведениях его преобладают религиозные настроения. Собрал ценную коллекцию франц. Поэтов XV и XVI вв., каталог которой вышел в свет в 1869 г. Написал. "Esquisses poétiques" (1829). "Amour et foi" (1833). "Poésies catholiques" (1836). "Hymnes sacrées" (1838). "Primavera" (1840). "Fleurs à Marie" (1845). "Représentants en dér..

Тюрки

(точное значение слова неизвестно) — группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. Ниже). Географическое распределение, классификация, численность. Т. Рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. Часть Африки, — начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) ..

Тюркосы

Обычное название алжирских стрелков, комплектуемых туземцами. Первые части Т. Сформированы были в 1841 г., из арабов и кабилов. В настоящее время Т. Составляют четыре 4-батальонные полка. В каждом полку только l/2 младших офицеров и 1/2 унтер-офицеров полагается из туземцев. Прочие начальственные лица — из французов. Туземцы поступают в полки охотниками и получают при зачислении в полк, а затем через 2 года службы денежные премии. Срок службы — 4 года. Т. Отличаются храбростью, но по необузданно..

Тюрлин

Ульрих (von dem Türlin) — нем. Писатель второй половины XIII ст., родом, вероятно, из Каринтии. Обработал в виде дополнения к "Willehalm" Вольфрама Эшенбахского ту часть саги, которая является введением к обработанному Вольфрамом сюжету "Похищение Арабеллы". Сочинение это издано Зингером (Прага, 1893).. ..

Дополнительный поиск Тюрко-татары Тюрко-татары

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тюрко-татары" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тюрко-татары, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 12 символа