Урваши

76

(санскр. Urvaçi = желание, похоть) — в индийской мифологии небесная нимфа апсарас, имя которой уже упоминается несколько раз в Ригведе. Образ ее неясен. В одном из гимнов о ней говорится, как о матери Васиштхи и апсарасе. В другом ее призывают вместе с реками. Кроме того, о ней идет речь в одном позднем и неясном гимне (X кн., гимн 95), имеющем форму диалога между нею и ее любовником Пуруравасом (см.). Здесь ей придаются эпитеты. Обильная водами, наполняющая воздух, проходящая небесное пространство (последнее выражение применяется и к гандхарвам. См.). О ней говорится, что она провела четыре осени среди смертных и просит разрешения вернуться. Просьба эта, по-видимому, встречена отказом, но Пуруравасу дается обещание, что его потомок будет чествовать богов жертвою, в то время как сам он будет вкушать блаженство на небе.

Эти отрывочные данные развиваются позднее в связном рассказе, входящем в состав Шатапатха-брахманы (см.) и переданном у нас в статье Пуруравас. Некоторые ученые (А. Вебер, Макс Мюллер, Лассен, Рот, Ольденберг) видят в Пуруравасе Солнце, а в У. — утреннюю зарю. Другие (Зике) считают У. Олицетворением Луны. Данных для обоих толкований мало. В более поздние времена индийской мифологии красота У. Изображается поводом к раздору между богами Митрой и Варуной, который, однако, не помешал им произвести на свет от У. Двух сыновей, мудрецов Агастью и Васиштху. История любви Пурураваса, получающего эпитет Викрама (герой), к У. Дала сюжет одной из лучших драм Калидасы — Викраморваши (см.).С. Б — ч..

Значения в других словарях
Урвань

Одна из наибольших и наиболее многоводных горных рек Терской обл. Она образуется из слияния двух рр. Черека-Тхахо и Балкарского Черека. Оба они получают начало на сев. Склоне Главн. Кавказского хребта. Первый — из величайшего на всем Кавказе ледника Бизинги, а второй — из такого же почти большого ледника Дых-су. В оба Черека впадает очень много рр., вытекающих из глетчеров и вечных снегов Дых-тау, Шхары и Коштан-тау, этих высочайших после Эльбруса и наиболее богатых ледниками гор Кавказа. Черек-..

Урвара

(санскр. Urvarâ = пашня, засеянное поле) — в ведийских сутрах олицетворение пашни или поля, которое описывается имеющим гирлянду из молотильных токов и к милостям которого взывают. Образ этот, по-видимому, находится в некоторой связи с другим земледельческим олицетворением, богиней борозды Ситой (см.), женой бога Индры, который носит в ведах эпитет Урварапати (владыка, господин полей). К милостям Ситы взывают также, как и к милостям У.С. Б — ч.. ..

Урга (г.)

Или Да-хурги (по-монгольски) — главный город Северной Монголии (106,51 в. Д. И 47,55 с. Ш.), в восточной части Тушетуханского аймака Халхи, в долине р. Толы, к северу от священной Богдо-улы, в расстоянии около 300 верст от пограничного города Троицкосавска. Сюда издавна приезжали русские люди для торговли с монголами. Первые достоверные сведения относительно У. Имеются только с XVII стол. До 1799 г., по разным причинам, город неоднократно был переносим с одного места на другое. Несколько кумирен..

Урга (р., Васильск. у.)

Р. Бассейна Волги, левый приток р. Суры, берет начало близ с. Толбы, Васильского у. Нижегородской губ., протекает по Васильскому у. И затем по границе Ядринского у., Казанской губ., и Курмышского, Симбирской губ. Длина более 100 вер., глубина 1/2 — 3 арш. Прилегающие местности довольно плодородны и густо заселены. Из притоков более значительны Имза и Уранга. Проф. Левинсон-Лессинг, вслед за ним и проф. В. В. Докучаев, исследовавшие подробно всю эту местность, принимают не Имзу за приток У. (как ..

Дополнительный поиск Урваши Урваши

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Урваши" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Урваши, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 6 символа