Ушас

105

(санскр. Ushâs — заря) — олицетворение зари в индийской мифологии, один из самых поэтических образов индоевропейского мифологического творчества. Около 20 гимнов Ригведы посвящено прославлению вечно юной и прекрасной богини У. Она принадлежит, таким образом, к древнейшим созданиям индийской мифологии. Вследствие тождества имени богини с нарицательным именем существительным ushas = заря олицетворение в данном случае не успело еще затемнить первоначальные конкретные признаки явления природы. Образ У. Не пострадал ни от позднейшего стремления все приурочить к объяснению тех или других особенностей жертвенного ритуала, ни от умозрительных толкований жрецов. Описания У. Отличаются живостью красок и грацией образов.

Одетая в яркий наряд, она, как танцовщица, обнажает свою грудь и, как девушка, наряженная матерью, выказывает свои формы. Одетая сиянием дева У. Появляется на востоке и открывает свои прелести. Блистая несравненной красотой, она не скрывает своего света ни от малых, ни от больших. Поднимаясь, блестящая, будто из волн, где она купалась, и показывая свои красы, она приходит вместе с светом, прогоняя тьму. Она вечно юна, несмотря на свою древность, и вечно возрождается снова и снова. Светя всегда одинаково, она уносит жизнь смертных. Как она светила некогда, так она светит и теперь и будет светить после, вечная, бессмертная. Как колесо, она обращается вечно снова. Она будит животных и птиц, она дает дыхание и жизнь всем тварям.

Она показывает людям их пути и дает всем существам новую жизнь. Она прогоняет дурные сны, совлекает черное одеяние ночи, прогоняет тьму и злых духов, обнаруживает сокровища, скрытые во тьме, и, полная доброты, распределяет их. Пробуждаясь, она освещает края облаков, открывает небесные врата. Ее румяные лучи, как стада, поднимаются кверху, красные коровы сами впрягаются в ярмо, румяные зори вьют свою светлую пряжу, будто из золота. Отсюда эпитет У. — мать коров. Появляясь ежедневно на определенном месте, У. Никогда не нарушает установленного богами порядка, идя прямо по его стезе. Зная свою дорогу, она никогда ее не теряет. Она служит добрую службу богам, заставляя их поклонников просыпаться и жертвенные огни — зажигаться.

Ее просят разбудить одних благочестивых и щедрых верующих и оставить спящими нечестивых скупцов. У. Является на блестящей, светлой, всячески украшенной и все украшающей, массивной колеснице или на целой сотне колесниц. Ее везут рыжие кони или того же цвета быки и коровы. И те, и другие изображают, вероятно, румяные полосы утренней зари. Коровы обыкновенно объясняются как румяные утренние облака. Вполне естественно образ У. Тесно связан с образом солнца. Она открывает ему путь, приводит с собой око богов (солнце), светит светом солнца, своего возлюбленного. За нею следует Савитр. Сурья преследует ее, как юноша девушку. Она жена Сурьи. Зори — жены солнца. Преследуемая солнцем, она представляется его женою или возлюбленной, но иногда и его матерью (так как солнце следует за нею).

От нее произошли Сурья, жертвоприношение, Агни. Она — сестра светлого Адитья Бхага и родственница Варуны. В то же время она сестра (иногда старшая) ночи, почему их имена соединяются в одно сложное имя (в двойств. Числе) — Ушасанакта. У. Родилась в облаке. Она дочь неба, которое однажды является ее возлюбленным. Так как жертвы совершаются на рассвете, то возникает вполне естественная связь У. С богом огня — Агни. Агни является перед зарей или вместе с ней и, как солнце, называется возлюбленным У. Столь же естественна близкая связь У. С богами-близнецами раннего утра — Ашвинами. Она сопровождает их и дружна с ними. Ее просят разбудить их, что она делает своим гимном. Когда колесница Ашвинов запрягается, тогда рождается У. — дочь неба.

Однажды она упоминается и вместе с луной. В связи с У. Упоминаются и другие боги, породившие или нашедшие ее. Индра породил или засветил У. Иногда, впрочем, он изображается ее врагом, разбивающим ее колесницу. Сома заставил зори светить при их рождении. Брхаспати открыл зарю, небо и Агни, прогоняющего тьму светом. Древние рши, товарищи богов, при помощи разных гимнов открыли скрытый свет и породили У. Ее часто умоляют посвятить своим поклонникам или даровать им богатство, долголетие и детей, охранить их своим покровительством. Душа умершего идет к солнцу и к У. К У. Прилагаются многочисленные эпитеты. Сияющая, блестящая, светлая, белая, румяная, сияющая золотом, божественная, бессмертная, благостная и т. Д. Имя У. Находится в этимологическом родстве с лат.

Aurora (из *ausôsâ) и греч. 'Ηώς — Эос (ср. Эолич. Αϋως = заря). Индоевропейский корень, лежащий в основе этих имен, — âues-, откуда санскр. Uccháti — светить, лит. Aûszta "светает", латыш. Austrs = восточный ветер, лат. Auster = южный ветер, др.-верхненем. Ôstar = östlich (на востоке, восточный) и т. Д. Латинское aurora представляет форму корня *aus (из aues) + ôs-a, греческое 'Ηώς = *âus-ôs, санскр. У. — слабую форму корня *us — ôs. Подробности и литературу см. У Macdonell, "Vedic mythology", и в "Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde" (т. III, 1, вып. А., Страсбург 1897, § 20).С. Б—ч..

Значения в других словарях
Ушанас

(санскр. Uçanas, от корня vaç = стремиться, желать). 1) в индийской астрономии название планеты Венеры или божества Шукры (см.), управляющего этой планетой. 2) имя одного древнеиндийского рши — юриста, автора двух юридических памятников, носящих его имя. У.-дхармасутры и У.-смрти. Оба написаны смесью прозы и стихов. Первый (еще не изданный) делится на семь глав, трактующих о нечистоте и очищении, кастах, покаянии, шраддхе (см.), продаже запрещенных товаров и наказаниях. Отрывки из этого памятник..

Ушановые

Под этим именем соединяются некоторые формы летучих мышей сем. Гладконосых (Gyninorrhynidae), характеризующиеся тем, что их ушные раковины срастаются над теменем, а ушной козелок (см. Раковина ушная) сильно развит и имеет форму длинного клапана. Собственно ушаны представлены p. Plecotus, но к нему близок также род Synotus, отличающийся от него числом зубов. У первого 36, а у второго 34. Наиболее обыкновенные виды Plecotus auritus, или ушан (см.), и Synotus barbastellus, встречающийся в Германии,..

Ушасанакта

(санскр. Ushâsânaktâ), или (реже) Нактошаса (санскр. Naktoshâsâ) — одно из свойственных древнейшей эпохе индийской мифологии парных божеств. Ночь и заря (см. Ушас).. ..

Ушастая поганка

(Podiceps nigricollis) — вид птиц из рода поганок. Голова, шея и верхняя сторона тела — черные. Сзади глаз и в заушной области — при весеннем пере — широкая ржаво-золотистая полоса. Верхняя часть груди и бока нижней стороны тела — красно-бурые. Середина груди и брюхо — чисто-белые. Клюв, загнутый слегка кверху, и ноги — зеленоватые. Гнездует в умеренном поясе Старого Света по берегам мелких и крупных озер. Длина достигает 32 стм (см. Поганка).Ю. Б.. ..

Дополнительный поиск Ушас Ушас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ушас" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ушас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 4 символа