Феаки

107

(Φαίηκες, Phaeaces) — y Гомера сказочные обитатели острова Схерии, к которым был бурею занесен Одиссей. Первоначально они жили в Гиперии (Верхней стране), близ киклопов, но, теснимые последними, переселились на Схерию (материк) под предводительством Посейдонова сына Навсифоя. Здесь они основали город и обнесли его стеною. Когда Одиссей прибыл к Ф., царем у них был сын Навсифоя Алкиной, муж Ареты, отец Навсикаи, которая первая встретила Одиссея на берегу и по внушению Афины помогла ему добраться до города. Ф. Не любили иноземцев и хотя были славными мореплавателями, но назначение их было не вести торговлю, а "развозить по морям случайно занесенных на Схерию путников". Корабли Ф. Благодаря сообщенному им чудесному дару Посейдона бесстрашно пробегают морскую бездну без руля и кормчего.

Каждое судно понимает мысли корабельщиков, умеет находить жилища людей и среди мглы и тумана, без боязни "вред на волнах потерпеть или от бури в пучине погибнуть" достигает цели плавания. Богатый, веселый, беспечный, одаренный всеми благами роскошной природы феакийский народ вел блаженное существование. Ни борьба, ни тягости жизни не омрачали его безмятежного счастья. Сами боги покровительствовали ему. В собственном виде приходили они к Ф. На пиры или появлялись в народе. Единственным занятием Ф. — помимо миссии сопровождать сбившихся с пути мореплавателей, — были пляски, пиры, гимнастика. Мягкий климат страны и плодородие почвы избавляло Ф. От необходимости тяжелым трудом добывать себе хлеб. Прекрасную картину этого плодородия рисует нам Гомер в описании Алкиноева сада.

Дворец Алкиноя был чудом искусства. От порога его шли медные стены, увенчанные сверху карнизом из лазоревой стали. Входные двери были вылиты из чистого золота, косяки и притолоки — из серебра. В преддверии стояли вылитые Гефестом две фигуры собак — одна золотая, другая серебряная. От порога, огибая кругом стены, тянулись лавки богатой работы, на которых лежали покровы. Здесь знатнейшие старейшины города услаждались питьем и едой. Тут же на высоких постаментах стояли золотые статуи юношей, в руках которых ночью горели светильники. Во дворце жили пятьдесят рабынь-рукодельниц. Одни мололи ручными жерновами золотистую рожь, другие сучили нити и ткали столь плотные ткани, что "и тонкое масло в них не впивалось". Политическое устройство страны, общественные отношения и религиозные верования являются, по-видимому, отражением доисторической жизни ионян.

Поэт, описывая Ф., к сказочному облику народа присоединил исторические черты современной ему действительности. Как у ионян, у Ф. Во главе народа стоит царь, власть которого ограничена советом из 12 старейшин. Есть у Ф. И демос, и агора, и избирательное начало. Как ионяне, Ф. Веруют в Зевса громовержца, покровителя чужеземцев и нищих, в Посейдона, Афину, Гермеса, Аполлона. Им известны также мифические рассказы о богах и о деяниях героев. Чуждаясь иноземцев, они, однако, признают права гостеприимства (общегреческая черта). Как и ионяне, они любят пиры, веселье, хороводы, гимнастические состязания. Как ионийские женщины, феакиянки ведут скромный образ жизни домовитых хозяек, хотя и пользуются свободою находиться в обществе мужчин.

Переплетение фантазии с историей поставило как древней, так и новейшей критике задачу определить, существовали ли в действительности Ф. И если существовали, то где искать загадочную Схерию. Фукидид, а в новейшей науке Фосс, Фелькер, Нибур отождествляли Схерию с Керкирой. Гротефенд переносил ее на север от Феспротии. Со времени появления статьи Велькера "О Гомеровских Ф. И Островах блаженных" ("Rhein. Musem für Philol.", I, стр. 219—283) в науке преобладает иная теория, по которой Ф. Являются мифическим народом. Велькер видит в Ф., в связи с значением слова φαίος = темный, темных перевозчиков смерти, Краузен ("Die Abenteuer des Odysseus aus Hesiodos erklärt", Бонн, 1834) — морских демонов, Эккерман — морских демонов, на которых перенесены атрибуты подземного царства и божеств смерти.

Рассматриваемое со стороны фантастического содержания сказание о Ф. Является древнейшим образцом утопической сказки в греческой литературе. Ср. Eckermann и Krause, "Phäaken" и "Phäakiä" в "Allgemeine Encyklopädie der Wissenschaften und Künste" Эрша и Грубера (Лпц., 1846, III отд., 21 ч., стр. 339—353).H. О..

Значения в других словарях
Феа

(Carlo-Domenico-Francesco-Ignazio Fea, 1753—1836) — итальянский археолог, аббат. Приняв участие в политической борьбе, он принужден был в 1789 г. Бежать из Рима во Флоренцию. В 1799 г. Он вернулся в Рим, но неаполитанцы, только что занявшие Папскую область, арестовали его, как якобинца. Получив свободу, он принял деятельное участие в раскопках в различных местах Романьи, начатых французами и продолженных Папой Пием VII. Важнейшие сочинения Ф. "Miscellanea filologica, critica e antiquaria" (Рим, ..

Феаген

(Θεαγένης, Theagenes). 1) сын Гераклова жреца на о-ве Фасосе, Тимосфена. По сказанию, Геракл в образе Тимосфена явился к его жене, которая от него зачала и произвела на свет Ф. Обладая замечательной силой, он прославился как атлет и победитель на великих эллинских играх и, по преданию, получил 1400 венков за победы. По смерти Ф. Один из его врагов подходил каждую ночь к его статуе и наносил ей удары. Однажды статуя упала и задавила обидчика, сыновья которого потребовали от фасийцев, чтобы статуя..

Феано дочь Даная

— одна из 50 дочерей Даная, жена Фанта, одного из сыновей Египта.. ..

Феано дочь Пифонакта

— см. Теано.. ..

Дополнительный поиск Феаки Феаки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феаки" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феаки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа