Феодор Студит

89

Преподобный — выдающийся аскет, деятель и писатель (759 — 826). Сын чиновника, родственник св. Романа Сладкопевца, Ф. Получил хорошее образование под руководством матери. Под влиянием дяди Платона, игумена мон. Саккудион, 22 лет от роду постригся в этом монастыре. Молодая жена его Анна также приняла монашество. Еще при жизни Платона Ф. Сделался игуменом и стал известен как аскет и проповедник. В 798 г. Он переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества. Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Ф. Дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. Считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Ф.

Он был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель (797). Когда возник вопрос о прощении отрешенного от сана священника, повенчавшего Константина, Ф. Восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809 — 811). По смерти императора Никифора, Ф. Опять торжественно вернулся в свой монастырь. Не прошло и трех лет, как ему пришлось вступить в новую борьбу. Возобновилось иконоборчество. Когда Лев Армянин созывал собор против почитания икон, Ф. Сказал ему. "не нарушай мира Церкви. Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях. Оставь церковь пастырям и учителям.

Если бы сам ангел сошел с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его". Ф. Видел в иконоборстве нарушение свободы церкви, а с догматической стороны усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы, против воли Его, пославшего Авгарю Свой нерукотворный образ. Ф. Не был догматиком оригинальным и глубоким, как его предшественник по защите икон, И. Дамаскин. Но он был первым борцом современного ему православия. За устроенный им крестный ход с иконами Ф. Был заключен и сослан. Биография, составленная двумя поколениями позже, много говорит о его мучениях и скитаниях. В темнице Ф. Продолжал борьбу, апеллируя к патриархам, прежде всего к папе, которому "Христос вручил ключи веры".

Новый император прекратил преследования. Ф. Встречен был народом как мученик и чудотворец. Но монастыря ему император не вернул. В скитаниях он скончался в 826 г., окруженный учениками. Через 2 года он был канонизован, и на соборе 842 г., когда восторжествовали студиты, его имя было прославлено в числе первых. Среди современников Ф. Пользовался громадным влиянием. Завещание его ежегодно читалось во время службы в Студийском монастыре. Для потомства Ф. Является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания. Главное теоретическое сочинение Ф. — три книги "Опровержений" (Antirrhetica), из коих первые две написаны в форме диалога между православным и еретиком, третья же излагает учение о видимом образе Христа в форме опровержения, по пунктам, доводов, представленных иконоборцами.

Устав, данный Федором Студийскому монастырю, не был, по-видимому, записан им самим и в первоначальном своем виде до нас не дошел. Скоро после смерти Феодора, кем-то из братии было составлено "Изображение установления (т. Е. Порядков) обители Студийской". К началу XI в. Существовал уже полный устав, подробно регулировавший жизнь монахов, с определением епитимий за различные проступки. Этот устав получил громадное распространение. Напр. В монастырях Южной Италии, некогда греческих, сохранилось до 9 различных редакций, носящих имя Студийского устава. Для Востока, специально для России, Студийский устав, в редакции патриарха Алексия (XI в.), имел такое же значение, как для Запада устав св. Бенедикта. Он был занесен в Россию в 1065 г.

Киево-печерским игуменом, пр. Феодосием. "от того же монастыря приняли", по словам летописи, "все монастыри устав". Период наиболее плодотворной, колонизационной и просветительной деятельности русских монастырей совпадает со временем господства Студийского устава. Главным памятником литературной деятельности Ф., где всего яснее сказались его взгляды на жизнь, являются проповеди. Они были собраны в двух "Катехизисах" — Большом и Малом. Систематичнее Большой, но он был мало известен и пока издан лишь отчасти. Малый же Катехизис, состоящий из 134 поучений к братии, пользовался большой известностью. Источниками для автора являются Св. Писание и жизненный опыт. Главной темой служат идеалы аскетической добродетели, деятельной, не созерцательной.

Но фон для каждой почти проповеди новый. Ф. Отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни. Малый Катехизис был одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Из отдельных слов особенно выдаются надгробные речи в память матери и игумена Платона. Не менее ценной является обширная переписка Ф. Издано пока около 550 писем. Многие из них весьма важны для истории церковно-политических вопросов VIII—IX в. Переписка Ф. Вскрывает пламенную любовь его к свободе церкви и ревность к поддержанию церковного единства Востока и Запада. Ф. Является врагом византийского цезаропапизма и защитником первенства римской церкви, как главного оплота против тирании иконоборцев.

Из поэтических произведений Ф. Изданы лишь каноны "На воздвижение св. Креста" и "На поклонение св. Иконам", употребительные доселе в богослужении, а также 18 гимнов в честь различных отцов и святителей церкви. Всего более известны эпиграммы Ф. — краткие стихотворения ямбического размера (всего 123) на различные темы из монастырского обихода. Сочинения Ф., вместе с двумя его греческими биографиями, изданы в Греческой Патрологии Миня, т. 99. К этому изданию появились существенные дополнения. Cozza-Luzi издал впервые 277 писем в "Nova Bibliotheca Patrum" (т. VIII, Рим, 1871). В IX т. Того же издания (1888) впервые появились греческий текст Малого Катехизиса и отчасти Большого. Лучшее издание Малого Катехизиса принадлежит Anoray (Пар., 1891).

Эпиграммы и три редакции устава изданы в Патрологии, а гимны у Pitra, "Analecta sacra" (Пар., 1876). На русском языке появились "Творения преп. Ф. Студита" (изд. Спб. Дух. Академии, СПб., 1867—69). Отдельно вышли "Огласительные поучения" (Москва, 1853). Много выдержек в "Воскресном Чтении" (Киев, 1842, 45, 47 слл.). О жизни и трудах Ф. На русском языке трактует Филарет Черниговский ("Историческое учение об отцах церкви", т. III, СПб., 1859, стр. 282 — 291). Ср. Еще Krumbacher-Ehrhard, "Geschichte d. Byzantinischen Litteratur" (Мюнхен, 1897, стр. 147 — 151 и 712 — 714). Новая специальная работа. G. A. Schneider, "Der hl. Theodor von Studien" (Мюнстер, 1900). Исследование о Студийском уставе и издание афонских текстов "Изображения" принадлежит А.

А. Дмитриевскому ("Описание литургических рукописей Востока", I, Киев, 1895, стр. CVI—CXLVI и 224 слл.). Ср. Архиеп. Сергий, "Полный месяцеслов Востока" (изд. 2, т. I, Владимир, 1901, стр. 150—161).Б. П—ко..

Значения в других словарях
Феодор святые православной церкви

— 1) Ф., один из сорока мучеников, пострадавших в Африке, при Деции. Память 10 апреля. 2) Ф., мученик, пострадал в Мелитине, при Диоклетиане, в 298 г. После истязаний был обезглавлен. Память 7 ноября. 3) Ф., мученик, епископ киринийский, на острове Кипре. Пострадал в 310 г. За невыдачу священных книг, которые всюду разыскивали гонители для уничтожения. Память 4 июля. 4) Ф. Стратилат. ..

Феодор Симеонович

Кн. Галицкий. Воевал со своими братьями за галицкий престол. Потом помирился с ними и княжил мудро.. ..

Феодор Тирон

(новобранец) — св. Великомученик. Исповедав Христа пред вождями и товарищами по оружию, Ф. Сжег капище богини Цибелы, и после бичеваний и других мук, как противник богов и христианин, сожжен на костре в Амасии, в 306 г. Память Ф.17 февраля и в субботу первой седмицы великого поста.. ..

Феодор Чтец

Историк церкви.О жизни этого писателя почти ничего неизвестно. Он был родом из Пафлагонии и проходил должность чтеца в Константинополе, при Софийском храме. Писал в первой четверти VI в. Его компиляция сохранилась до нашего времени, но остается в рукописях, потому что представляет собой лишь выборку из греческих историков V в. — Сократа, Созомена и Феодорита, — без всяких прибавлений из каких-либо других источников. Ученые ограничились тем, что извлекли из компиляции Ф. И издали те места, которы..

Дополнительный поиск Феодор Студит Феодор Студит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор Студит" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор Студит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа