Феодосий Грек

75

Игумен Киево-Печерского монастыря (1142—1156), автор нескольких полемических и учительных произведений. До последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Ф., игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Ф. Прибыл в Россию в первой четверти XII в., вместе с одним из митрополитов-греков, жил при митрополии и после смерти игумена Пимена-постника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Ф. К бывшему черниговскому князю Николе Святоше, не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Ф., а также к киевскому вел.

Кн. Изяславу II Мстиславичу (1146—49, 1151—54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Ф. (1148 г.). При Ф. Имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Ф. Вместе с новгородским епископом Нифонтом, знавшим сочинения Ф. Из книжных трудов Ф. Известно переписанное ("списано") им житие св. Панкратия, патрона кн. Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Ф.

Почти достоверно, и три — предположительно. К первой категории относятся. 1) перевод "богомудрой и догматической эпистолии" папы Льва I Великого к констант. Патр. Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанный Ф. Для черниговского кн. Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (изд. Бодянским в "Чтениях Общества Истории и Древн. Росс.", 1848, № 7). 2) "Сказание римские эпистолии", т. Е. Предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и "риторских книг", одобряет отречение от власти и принятие схимы кн. Николаем в 1106 году (Р. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому синодику", СПб., 1893, 24, 38, 261 — 262).

3) Ответ на "вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (изд. Макарием в "Ученых Записках II Отд. Акад. Наук", кн. II, вып. 2). 4) связанный с предыдущим трактат о значении празднования воскресения и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в "Вопрошениях Кирика" (А. Павлов, "Памятники древнерусского канонического права", СПб., 1880, 38). 5) "Слово отца нашего Ф. Игумена печерского к Изяславу князю о латинах", с перечислением "латинских ересей" по пунктам (А. Яцимирский, "Из слав. Рукописей", М., 1898, 1 — 27, 155). К второй категории принадлежат. 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е.

Голубинского). 2) компилятивное "Поучение блаженного Ф. Игумена печерского о казнях Божиих", часть которого внесена в Лаврентьевскую летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка). 3) "Поучение в субботу сыропустную", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского) или митр. Илариону (мнение М. Покровского).Литература. Макарий, "Преподобный Ф. Печерский, как писатель" ("Известия II Отд. Акад. Наук", IV, 273 — 293). Срезневский, "Сведения и заметки" (XXIV). А. Вадковский, "Так называемые поучения Ф. Печерского к народу русскому" ("Правосл. Собеседник, 1878). Карнеев, "Вероятный источник Слова о среде и пятке" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1891, IX). Антоний, "Из истории христ.

Проповеди" (СПб., 1895). А. Шахматова "Киево-печерский патерик и печерская летопись" ("Известия Отд. Русск. Яз. И слов. Акад. Наук", 1897, кн. III). А. Яцимирский, "Мелкие тексты и заметки и т. Д." (там же, 1899, кн. II). А. Лященко, "Заметка о сочинениях Ф., писателя XII в." ("Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule für 1899—1900", СПб., 1900). В. Чаговец, "Преподобный Ф. Печерский, его жизнь и сочинения" ("Известия Унив. Св. Владимира", 1901, №№ 6 — 12). Г. Бельченко, "Преп. Ф. Печерский" (Одесса, 1902. Ред. Гётца в "Deutsche Literaturzeitung", 1903, № 9). В. Малинин, "Преп. Ф., основатель киево-печерского монастыря" ("Труды Киев. Духовн. Акад.", 1902, кн. V). L. К. Goetz, "Der Kiever-Höhlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands" (Пассау, 1904, 86 — 89).А.

И. Яцимирский..

Значения в других словарях
Феодосий Бродович

Архипресвитер греческого униатского капитула луцкого, автор ценных записок о событиях на Волыни и Подолии в 1789 r. "Widok przemocy na slabą newinnośč strogo wywartej roku 1789". Записки эти напечатаны в Львове в 1861—62 гг. Проф. Головацким и в Москве в 1.870 г. Имп. Обществом истории и древностей российских.. ..

Феодосий Великий

Препод., основатель общежития монахов. Род. Около 424 г. В каппадокийском селении Магариссос или Гариссос, вблизи гор. Коман (Хризополя) от благочестивых родителей. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, Ф. Изучил псалтирь и прочие книги Св. Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Ф. Еще в юношестве. В 401 г. Он направился в Иерусалим и на пути получил благословение св. Симеона Столпника. Поклонившись св. Местам Иерусалима, Ф. Решил поселиться в одном из пустынных..

Феодосий духовный писатель

(в миру Александр Николаевич Макаревский. ..

Феодосий епископ прилукский

(в миру Петр Наркисович Олтаржевский, род. В 1867 г.) — писатель, воспитанник Киевской духовной академии, епископ прилукский, викарий полтавской епархии. Главный его труд. "Палестинское монашество в IV — VI вв." (Киев, 1899, магист. Диссерт.).. ..

Дополнительный поиск Феодосий Грек Феодосий Грек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий Грек" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий Грек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа