Ферекид

116

("Φερεκύδης", Pherecydes) — один из первых представителей греческой (новоионийской) прозы, родом с о-ва Сироса. Жил в первой половине VI в. И был современником семи мудрецов и древнейших ионийских философов, а также учителем Пифагора. Современники (особенно спартанцы) высоко чтили его за чистоту жизни. Близ Магнезии в честь его был воздвигнут "ήρωον" ("героическое" святилище). Могилу его показывали, между прочим, на Делосе. Главные заслуги Ф. Относятся к области философии. Следуя теологическому направлению греческой мысли, пытавшейся объяснить процесс мирообразования из мифических представлений, и воплощая в ходячие или вновь созданные мифические образы мирообразующие и мироуправляющие силы, Ф., подобно Эпимениду, Акузилаю и авторам мифических теогоний, стоит на границе между наивным миросозерцанием мифической мысли и первыми научными попытками древнейших греческих философов.

В своем сочинении "Πεντέμυχος" (по другим — "Επτάμυχος"), Ф. Говорит о мирообразовании в пяти μυχοί, т. Е. Углублениях или впадинах, в которых собираются, распределяются и смешиваются силы природы. Отсюда же возникает поколение богов в пяти генерациях (γενεά πεντέμυχος или πεντέκοσμος). В числе этих генераций упоминаются Огениды (Океаниды), родоначальником которых был Оген (Океан, олицетворение влаги), Офиониды, происходящие от хтонического божества Офионея (олицетворение земли), и Крониды, ведущие происхождение от Крона (олицетворение неба или эфира). По догадке Преллера, в четвертом поколении олицетворялась огненная стихия, в пятом — атмосфера. Все впадины, углубления, пещеры, проходы земли, по Ф., полны духов (богов), которые в своем рождении и исчезновении производят смену явлений видимого мира.

В противоположность Гесиоду, который производит все существующее из мрака и хаоса, Ф. Возводит начало мира к совершенной, разумной производительной силе — Зевсу. В качестве зиждительных сил, по Ф., выступают еще Крон и Земля. От Зевса и Земли (ϊερός γάμος) произошли стихии — вода, воздух и огонь, распределившиеся в вышеупомянутых впадинах. Для процесса мирообразования Зевс превращается в Эрота. Но прежде чем водворить порядок, ему пришлось выдержать борьбу с Офионеем, который Кроном был низвергнут, наконец, в морскую бездну. По другому представлению Ф., Зевс обращается в широкую мантию, которая простирается над крылатым дубом (дуб — олицетворение подвижного сверху, но незыблемого в корне зерна вселенной).

На этом покрове вытканы земля, океан и жилища (источники) океана. В устроенном таким образом мире продолжается, однако, действие демонических сил, причем Зевс тех из богов (= души), которые поступают неправедно, удаляет в Тартар. По свидетельству древности, Ф. Верил в переселение душ и, как Пифагор, предписывал воздержание от мясной пищи и известные очистительные обряды. Сравнительно с космогонией Гесиода система Ф. Свидетельствует о значительном успехе в развитии философского мышления. В ней замечается уже ясно выраженное стремление отличить стихии от мирообразующих сил и впервые проявляется обобщающая мысль. Некоторые исследователи находят в воззрениях Ф. Более или менее значительные следы восточных влияний.

Отрывки Ф. Изданы Sturz'ом (Лпц., 1824) и Müller'ом ("Fragmenta Histoncorum Graecorum", т. I, П., 1841, стр. 70 след.). Недавно найденный отрывок, содержащий сказание об ϊερός γάμος Зевса и Хтонии, издан Гренфеллем в его "New classical fragments" (Л., 1897, стр. 22). Ср. Preller, статья Ф. В "Allgemeine Encyklopaedie der Wissenschaften und Künste" Ersch und Gruber'a (Лпц., 1846, III отд., 22 ч., стр. 240—245). Kern, "De Orphei, Epimenidis, Pherecydis theogoniis" (Б., 1888). Speliotopulos, "Περί Φερεκύδου" (Афины, 1891). Diels, "Zar Pentemychos des Ph." (в "Sitzungsber. Der Berl. Akademie", 1897, стр. 144 и след.). Gomperz, "Griechische Denker, eine Geschichte der antiken Philosophie" (Лпц., 1893, I т., стр. 70 и след.). Zeller, "Die Philosophie der Griechen in ihren geschichtlichen Entwicklung dargestellt" (Лпц., 1892, 5 изд., I т., стр.

79 и след.). O. Gruppe, "Griechische Mythologie" (в V т. 2 отд. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. Müller'a, стр. 427—428, Мюнхен, 1902).Н. О..

Значения в других словарях
Фере Шарль-Октав

(Feré, 1815—75) — французский писатель, редактор журнала "Le Voleur", поставщик фельетонных романов для иллюстрированных журналов, отчасти написанных в сотрудничестве с другими лицами ("Les mystères de Rouen", "Les chevaliers errants", "La Chanteuse de marbre", "La Vipère noire", "Les mystères du Louvre", "La Cour de Miracle sous Charles VI", "Les invisibles", "La Rosé divry", "Les quatre femmes d'un Pacha", "Splendeurs et mysères d'un renégat", "Les buveurs d'absinthe", "Les agneaux et les loup..

Ферезь

Или ферязь (стар.) — верхняя одежда длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными суживающимися к запястью рукавами. Впереди застегивалась пуговицами, от 3 до 10, с длинными петлицами, или схватывалась завязками. Ф. Делались летние, холодные — на подкладке, и зимние, теплые — на меху. Были Ф. И без рукавов. Зимой они надевались под кафтан. При малых выходах государей Ф. Заменяли кафтан. На них прямо надевали опашень или однорядку. Ф. Ездовые, или ферезеи, надевались на обыкновен..

Ферекратов стих

Размер, введенный в греческое стихосложение поэтом Ферекратом и представляющий собой триметр из дактиля между двух спондеев.. ..

Ферентина

(Ferentina) — у древних латинян богиня союза латинских городов, тождественная с оскской Herentas = Venus. Ее именем были названы роща (lucus Ferentinae) и источник (aqua F.) близ Альбы-Лонги, где происходили собрания латинского союза.. ..

Дополнительный поиск Ферекид Ферекид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ферекид" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ферекид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа