Фивы, столица Египта

83

(Θήβαι, Thebae) — столица Египта в период среднего и отчасти нового царств. Имя ее происходит от египетского названия местности главного храма бога Амона — Ипет с членом женск. Рода "та" — "Та-ипет" (теперь дер. Карнак). Город занимал обширное пространство по обоим берегам Нила. Его западная часть служила некрополем. Первоначально Ф. Были незначительным поселением в номе Ермонта, номархи которого, сделавшись фараонами XI дин., перенесли сюда резиденцию и сделали Ф. Столицей объединенного Египта. Фараоны Ф. Взяли на себя роль и освободителей Египта от гиксов (см.). Время, последовавшее за этим освобождением, было порой наибольшего блеска Ф. Сюда стекались богатства и сокровища со всего культурного мира, находившегося или в подчинении, или под обаянием могущества царей XVIII дин.

Жрецы и храмы приобрели небывалое богатство и влияние, так что попытка Аменготепа IV уничтожить культ фиванских божеств не имела успеха, и столица, перенесенная на несколько лет в Телль-Амарну, снова вернулась в Ф. Но при XIX династии последние часто бывали столицей лишь номинально. Воинственные цари любили жить на севере, близ азиатской границы — в Танисе или граде Рамсеса. Однако, Ф. Долго сохраняли свое величие, и еще Илиада (см.) воспевает богатство "стовратных (от множества храмовых пилонов) Ф.". При XXI дин. Жрецы Амона даже временно достигли престола, но уже в это время появляется полноправная танисская династия, а следующая (XXII), происходившая из Бубастиса, окончательно переносит центр политической жизни на север.

Значение Ф. И их бога падает, все больше и больше уступая Бубастису, Саису, эфиопской Напат с их богами — Баст, Нейт и Амоном напатским. Ф. Становятся лишь жреческим женским леном, управляемым "супругой Амона", на которой считают полезным жениться фараоны севера и которая состоит в родстве с эфиопами. Появляются в Фивах иногда и светские владетели. Так, в первой половине VII в. Здесь правил номарх Монтухотеп, при котором произошло ассирийское нашествие, вместе с постоянными походами эфиопских царей немало содействовавшее упадку города. Птолемеи чтили святыни Ф., но Александрия, в связи с торговым путем по Нилу и затем к морю, оттеснила древнюю сторицу на задний план. Она пустела и беднела. Недовольство не замедлило сказаться и, под влиянием эфиопов, проявлялось неоднократно в виде вооруженного сопротивления Лагидам.

Ф. Дали Египту при Птолемеях еще двух самостоятельных фараонов (Гармахиса и Анхту). Они приняли участие в восстании против Птолемея Фискона и Птолемея Александра I, не смирились и пред Птолемеем Лафиром, последствием чего были осада, геройская защита граждан, превративших храмы в крепости, взятие города штурмом и опустошение (83 г. До Р. Хр.). Разрушенный город долго еще привлекал туристов, хотя в 27 г. До Р. Хр. Страшное землетрясение нанесло новый удар его памятникам. Последние разрушались и оттого, что, за обезлюдением, были брошены на произвол судьбы, заливались Нилом, разъедались почвенной солью. В древних храмах селились звери и птицы, находили приют люди. В некоторых гробницах селились христианские отшельники, в некоторых отделениях храмов были выстроены церкви.

Материал древних сооружений шел на новые постройки. На месте древней столицы выросло несколько деревень, по арабским именам которых (Карнак, Луксор, Гурна и т. Д.) до сих пор называются крупные группы величественных развалин. В византийское время говорили не о Фивах, а о Фиваиде, самая же местность Ф. Считалась опять в области Ермонта. Наиболее крупным центром был здесь монастырь св. Фиваммона, основанный на месте древнего некрополя Жиме. — Богом Ф. Был Амон, отожествленный с Ра в форме "Амон-Ра, царь богов". Рядом с ним почитались его мать и супруга Мут и сын Хонсу. Этой триаде главным образом и были посвящены храмы города, как лежавшие на правой, городской стороне Нила (Луксор и Карнак), так и на левой (Мединет-Абу, Дейр-эль-Бахри и др.).

Левую сторону, с ее интересными и важными для историка усыпальницами царей, жречества и знати лучшей поры Египта, не следует считать исключительно кладбищем. Здесь жили жрецы, были архивы, школы, проживали рабочие, необходимые в месте постоянных построек. О кипевшей здесь своеобразной, по временам бурной жизни сообщают кое-какие сведения папирусы, повествующие о рабочих бунтах и забастовках. Шла здесь и торговля, главным образом предметами заупокойного культа. Довольно многочисленное и разнообразное население управлялось особыми правительственными учреждениями и гарнизоном. Фиванский некрополь имел и свою богиню-покровительницу, в форме змеи Меритсекерт ("любящая молчание"). В новое время впервые на развалины Ф.

Обратил внимание Покок. Французская экспедиция описала и издала наиболее важные памятники. С этих пор Ф. Стали посещать археологи и туристы. В настоящее время, благодаря работам Шампольона, Лепсиуса, Мариетта, Вилькинсона, французской школы в Каире, Флиндерса-Питри, Навилля, Egypt-Exploration Fund, Шпигельберга (работает над историей некрополя), наследство, оставленное в Фивах египетской стариной, в значительной мере приведено в известность. Открыто и описано множество храмов, гробниц и надписей. Много памятников попало в европейские музеи. В настоящее время на месте древних Фив, главным образом в Луксоре, существуют первоклассные отели и живут консулы европейских держав.Б. Т..

Значения в других словарях
Фивы, гл. город Беотии

(Θήβαι, Thebae) — в древности гл. Город в области Средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. Город имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами. Отсюда Беотийские Ф. Назывались Семивратными. На Ю стена совпадала со стеной фиванского акрополя Кадмеи. Отсюда она шла в юго-вост. Направлении через кряж, далее по долине р. Исмена до второго хребта, оканчивавшегося с восточной стороны крутым обрывом. Затем от угловой башни на ЮВ она прини..

Фивы, город во Фтиотиде

(Θήβαι). 1) древний город Фессалийской области Фтиотиды. Находился близПагасейского залива, имел хорошую гавань и представлял собой, до основания Деметриады, важнейший торговый пункт всего побережья (вывоз хлеба). Филипп III Македонский после долгой осады завоевал город, жителей его обратил в рабство и вместо них поселил в нем македонских колонистов, переименовав его в Филиппополь. При римлянах, однако, вошло в употребление старое имя города. 2) Город в Счастливой Аравии, на берегу Аравийского з..

Фига

Иначе винная ягода, инжир — соплодие фигового дерева (см.).. ..

Фигалия

(Φιγαλία, Phigalia) — город древней Аркадии, лежавший в южной части области, на границе с Мессенией, близ впадения Лимакса в Неду, на высокой отвесной горе. Был хорошо укреплен. По соседству с Ф., на горе Котилии, находился известный храм Аполлона Эпикурия, построенный из мрамора Иктином (при Перикле). Павзаний (см.) называет его самым красивым, после тегейского, во всем Пелопоннесе. Остатки храма были известны уже в конце XVIII в. Обстоятельные раскопки произведены впервые в 1812 г.. ..

Дополнительный поиск Фивы, столица Египта Фивы, столица Египта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фивы, столица Египта" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фивы, столица Египта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 20 символа