Филипп Опунтский

143

(или Медмейский) — ученик Платона и один из представителей древней академии. Известен как выдающийся математик, астроном и философ, а также как издатель сочинения Платона "Законы". Среди 23 заглавий сочинений, которые Свида называет с именем Ф., половина относится к области математики, астрономии и метеорологии. Остальные посвящены вопросам этики и истории. Полностью до нас дошел лишь диалог Эпиномида (Έπινομίς, что означает Добавление или послесловие к Законам), приписываемый новейшей критикой Филиппу, хотя в древности некоторые считали автором этого произведения Платона, в собрании сочинений которого оно обыкновенно и печатается. В "Эпиномиде" исследуется вопрос о сущности истинного знания, которое ведет к счастью и совершенству, дает право на занятие высших должностей в государстве, составляет последнюю цель философского образования и обеспечивает блаженство в загробной жизни.

Это знание заключается не в обладании ремесленными способностями, не в подражательных искусствах, не в практической деятельности (врача, кормчего, управителя), не в простой учености или остроте ума, а в науке о числах, которая является даром величайшего из богов — Урана. Кто не знает числа, не умеет отличить чета от нечета, тот, хотя бы и обладал мужеством и умеренностью, не в состоянии достигнуть высшей из добродетелей — мудрости. Числом обусловливаются все искусства, все благое. Где его нет, там царствуют беспорядок и зло. Средство овладеть этим знанием дается в диалектике — науке, высший отдел которой сводится к учению о звездах. Это учение знакомит со всем, что есть самого прекрасного и божественного и обусловливает достижение высшей добродетели.

Только небесные светила могут быть местопребыванием совершенных начал, действующих в мире, — богов и душ, как божественного разума и благой мирообразующей силы. Если душа оживляет земные организмы, то тем более она присуща небесным телам. Душа небесных существ — самая блаженная и совершенная, небесные же существа — это боги или подобия богов и носители божественных сил, неразрушимые или во всяком случае долговечные. Им всем, а не только солнцу и луне, подобает одинаковое поклонение. Ближе всего к богам стоят демоны — существа, занимающие среднюю ступень между богами и земными организмами. Они разделяются на три разряда. Демоны двух высших разрядов наделены эфирными и воздушными незримыми телами, демоны же третьего разряда обладают телами, состоящими из воды и испарений и имеют способность то появляться, то исчезать.

Эти демоны — посредники между богами и людьми. Они являются во сне и в оракулах, знают мысли людей, любят добрых и ненавидят злых, переживают чувства удовольствия и неудовольствия. Напротив, боги таким чувствам недоступны, как существа, в которых проявляется лишь мыслящая и познающая природа. Человек стоит ниже богов и демонов. Жизнь его полна бед, беспорядка, неразумия, вследствие чего на земле лишь немногие достигают истинного блаженства. Эти немногие по смерти переходят в сферу блаженного бытия и проводят жизнь в созерцании неба. — Изложенный диалог носит явные следы Платоновских воззрений (о загробном блаженстве, о ценности знания, о бесстрастии богов, о разуме как мироуправляющем начале, о зависимости тела от души, о душе как мировой и божественной субстанции), хотя стиль и астрономическая подкладка аргументации дают все основания приписать его представителю древней академии.

Что касается участия Ф. В редактировании Законов Платона, то хотя мы и не знаем, в каком состоянии находились посмертные материалы названного сочинения великого философа, однако многие стилистические и логические недочеты несомненно позволяют думать, что чья-то посторонняя рука распоряжалась с не приведенными в порядок данными. О редактировании ф. Законов свидетельствует Диоген Лаэртский и Свида. Ср. Zeller, "Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung dargestellt" (Лпц., 1889, II ч., I отдел, стр. 978—982, 990 и след.).H. О..

Значения в других словарях
Филипп митрополит московский и всея Руси

— святой, митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович Колычов. ..

Филипп наместник Иудеи

— один из любимцев царя сирийского Антиоха Епифана, родом фригиянин, с юных лет бывший в дружбе с царем (2 Мак. IX, 29). В начале восстания Маккавеев на защиту веры и отечества Ф. Упоминается как наместник Иудеи, поставленный от царя угнетать народ в Иерусалиме, и изображается жестоким гонителем иудеев (2 Маккав. V, 22. VI, 11. VIII, 8). Позже Ф. Сопровождал царя во время похода его на восток. Когда во время этого похода царь сделался опасно болен, Ф. По последнему его распоряжению назначен был ..

Филипп Рабангский

Преподобный, подвижник северной Руси XV в. Первые его духовные подвиги имели место в Глушицком м-ре, где Ф. Принял монашество. Тяготясь многолюдством братии, Ф. Решил удалиться из м-ря и вдали от всякого жилья, на изломе реки Рабангской Сухоны, выстроил себе келью (в 32 вер. От Вологды, в нынешнем Кадниковском уезде). Окрестные жители начали сходиться к нему, одни за советами и молитвами, другие — ища уединенной жизни. Понемногу составилась братия. По просьбе ее Ф. Испросил у ростовского архиепи..

Филипп римский император

(Марк Юлий Ф.) — римский император (244—249 г. По Р. Х.), родом араб, человек низкого происхождения. Военными талантами достиг должности преторианского префекта при Гордиане III. Он добился популярности среди солдат, искусно раздражил их против Гордиана и был провозглашен императором, сначала вместе с Гордианом, в качестве его соправителя и опекуна. Но вскоре он сместил Гордиана, а затем и убил его. Сенат признал Ф. И пользовался при нем влиятельным и почетным положением. На время правления Ф. П..

Дополнительный поиск Филипп Опунтский Филипп Опунтский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филипп Опунтский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филипп Опунтский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа