Философия (дополнение к статье)

103

(философская литература в России). — За последние 8 лет положение Ф. В России изменилось в качественном и количественном отношениях. Философских произведений оригинальных и переводных появляется весьма много. Есть, однако, причины, препятствующие развитию русской Ф. Сюда относится, во-первых, ряд смертей, отнявших у русской Ф. Крупные силы. В. С. Соловьева, кн. С. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, А. И. Смирнова, М. А. Олесницкого, А. Ф. Гусева, П. И. Линицкого, А. К. Волкова, Л. Е. Оболенского, М. М. Филиппова. Второе неблагоприятное условие — политическое положение страны. Пробуждение политических интересов естественно приковывает внимание к вопросам дня, и философия привлекается к выяснению этих вопросов не в качестве верховного судьи, а в качестве служанки.

Ф. Стала ancilla politicae, подобно тому, как она в средние века была ancilla theologiae. Два главных направления философской мысли — идеалистическое и материалистическое — вступили в борьбу на страницах сборников. "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистического мировоззрения" (1903). Статьи в обоих сборниках связаны не единством философской системы, а общей этико-политической тенденцией. Материализм, защищавший свои положения за последнее время главным образом в области экономической и исторической, потерял значительную часть своих приверженцев, частью под влиянием распространения индивидуалистических ницшеанских идей, частью под напором идей социализма и анархизма. Идеализм подвергся аналогичному изменению.

Мистическая струя, внесенная Вл. С. Соловьевым, нашла благодарную почву и разрослась в целый поток. Она выразилась главным образом в интересе, с которым стали заниматься вопросами религии (напр в журналах "Новый Путь" и "Вопросы жизни", в "религиозно-философском обществе"). Интерес этот был не столько теоретическим, сколько практическим, и выразился, напр., в христианском анархизме, близком к учению Л. Толстого (см. "Вопросы религии", Москва, 1906). К идеалистической философии следует отнести и неокантианство, которое продолжает существовать, но не развивается. Главный представитель этого направления, проф. А. И. Введенский, выпустил в свет "Философские очерки" (СПб., 1901). Самостоятельное, хотя и родственное кантианству направление защищает Н.

О. Лосский в "обосновании интуитивизма" (СПб., 1906). В гимназии введено преподавание психологии в VII классе и логики в VIII-м. Это вызвало появление целого ряда учебников по психологии, принадлежащих Н. В. Скворцову, В. Адамову, проф. Челпанову, А. Нечаеву, А. Воскресенскому. Проф. Челпанов издал также "Введение в философию" (Киев, 1905), составленное по той же программе, по которой пишутся обыкновенно немецкие введения в философию. Многие из этих введений переведены на русский язык (наприм., Иерузалема, Риля, Корнелиуса, Риккерта, Гефдинга, Вундта). Монографий по логике не появлялось. Отметить следует "Логику" Снегирева (Харков, 1901, посмертное издание). Гносеологии посвящены следующие сочинения. С. Аскольдов, "Основные проблемы теории познания и онтологии" (СПб., 1900).

Г. Челпанов, "Проблема восприятия пространства" (ч. II, Киев, 1904). И. Лапшин, "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906). Психологии посвящены следующие труды. Н. Лосский, "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903). П. С. Продан, "О памяти" (Юрьев, I, II, 1905). А. Лазурский, "Очерк науки о характерах" (СПб., 1906). П. Соколов, "Вера" (М., 1902). В. Бехтерев, "Психика и жизнь" (СПб., 1904). И. А. Сикорский, "Всеобщая психология с физиогномикой" (Киев, 1904). С 1905 года появляется журнал "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма" (под редакцией В. М. Бехтерева и В. С. Серебреникова). По эстетике появились "Научные основы красоты и искусства" Л. Е. Оболенского (СПб., 1902) и "Эстетика в общедоступном изложении" (I, СПб., 1905), Саккетти.

По истории философия выдаются следующие сочинения. О. И. Щербатский, "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" (I, СПб., 1903). Кн. С. Н. Трубецкой, "Учение о логосе и его история" (М., 1900), В. Фаминский, "Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки и их отношение к христианству" (Киев, 1906). Д. Миртов, "Нравственное учение Климента Александрийского" (СПб., 1900). Д. Брянцев, "Иоанн Итал" (Харьков, 1906). Н. Д. Виноградов, "Философия Давида Юма" (М., 1905). С. А. Котляревский, "Ламеннэ" (М., 1904). Новгородцев, "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901). Ив. Иванов, "Сен-Симон и сен-симонизм" (М., 1901). Переводная литература довольно богата. Мы отметим лишь главнейшие труды, притом такие, которыми можно пользоваться.

Иван Рачинский перевел Т. Лукреция Кара "О природе вещей" (размером подлинника, М., 1904). Кн. С. Н. Трубецкой издал 2-й том перевода "Творений Платона" (начатого Вл. С. Соловьевым в 1899 г.). С.-Петербургское философское общество издало Декарта, "Метафизические размышления" (ред. А. И. Введенского), Беркли, "Трактат о началах человеческого знания" (ред. Н. Г. Дебольского) и Мальбранша, "Разыскания истины" (т. I и II, ред. Э. Л. Радлова). Под редакцией Ю. И. Айхенвальда выходит "Полное собрание сочинений А. Шопенгауера" (еще не окончено). С. И. Церетели перевел сочинения Д. Юма. "Исследование человеческого разумения" (СПб., 1902) и "Трактат о человеческой природе" (книга I, "Об уме", Юрьев, 1906). М. Лопаткин перевел "Богословский политический трактат" Спинозы (Казань, 1906).

Н. О. Лосский дал перевод "Критики чистого разума" (СПб., 1907. Ранее были два перевода, М. Владиславлева и Н. М. Соколова). Б. П. Бурдес перевел "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (СПб., 1904). Из сочинений Фихте переведено "Назначение человека" (СПб., 1906, ред. Н. О. Лосского). Вышел новый перевод соч. Куно Фишера. "История новой философии" (не появился еще том о Фихте). Политическим интересом дня вызваны переводы "Утопии" Мора, "Государства солнца" Кампанеллы, сочинений Менгера и др. Э. Р..

Значения в других словарях
Философ

(св. Мученик) — юноша, родом из Александрии, пострадал при Деции, около 252 г. Когда мучители не могли склонить его от отречения от Христа, то вздумали поругаться над его девственной чистотой — старались насильно склонить его к плотскому греху. Но Ф., откусив свой язык, бросил его в лицо искусительницы. Память 13 мая.. ..

Философия

Есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. Имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные представления.I. Краткий исторический обзор. В течение своего более чем трехтысячелетнего существования Ф. Часто указывала науке новые задачи, часто, наоборот, из научного исследования или религиозного творчества черпала указания для себя. В истории Ф. Мы тще..

Философия XVIII века

Другое название для того умственного движения, которое называется "просвещением XVIII в." (см.).. ..

Философия истории

Определение Ф. Истории. Под этим названием разумеют. 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого-либо народа (Ф. Истории Франции), какой-либо эпохи (Ф. Истории французской революции) и т. П. 2) философское исследование общих законов исторического процесса, отвлеченно взятого, 3) философскую теорию исторического знания, а иногда и 4) практические уроки морального либо политического характера, которые могут быть извлечены из истории. Эта неопределенность терми..

Дополнительный поиск Философия (дополнение к статье) Философия (дополнение к статье)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия (дополнение к статье)" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия (дополнение к статье), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 31 символа