Фома Кемпийский

64

Иначе Ф. Гемеркен (Hemerken — молоточек. Отсюда его латинизированное имя Malleolus) — предполагаемый автор "Подражания Христу". Родился в г. Комптене, в 1379 г. Воспитывался в монастыре в Девентере. Учителем Ф. Был Бэме, друг Флорентия, основателя союза благочестивых братьев. Ф. Вскоре был принят в члены этого союза. Братья снискивали себе пропитание списыванием книг духовного содержания. В 1399 г. Брат Ф., Иоанн, был избран в приоры монастыря на Агнатенберге, близ Цволле. Ф. Последовал в монастырь за братом в качестве послушника, в 1406 г. Был принят в число монахов, а в 1412 или 1413 г. Получил сан священника. В этом монастыре и протекла вся его жизнь. В качестве помощника приора он умер 26 июля 1471 г., 92 лет от роду. Ф. Хорошо знал Св.

Писание, но философское образование его не было значительно и с схоластической литературой он не имел большого знакомства. Средневековым латинским языком он владел в совершенстве. Умозрительный, теоретический элемент в сочинениях Ф. Играет незначительную роль. Рукой Ф. Переписано большое количество духовных произведений. Большая часть их потеряна, но в Антверпене сохраняется знаменитый кодекс "Подражания Христу" и других произведений Ф., в конце которого имеется надпись. Finitus et completus anno domini 1441 per manus fratris Thomae Kempis in monte sante Agnetis prope Zwollis. Первое собрание мелких трактатов Ф. Появилось в Утрехте в 1474 г., второе — в Нюрнберге в 1494 г. Иезуит Соммалий собрал и издал все сочинения Ф.

(за исключением хроники монастыря св. Агнессы) в 1599 г. Это собрание издавалось еще и в 1616 и в 1728 г. Из сочинений Ф. Одно имело такой успех, что заслонило собой все остальные, именно "Подражание Христу". Эта книга была издаваема более 2000 раз и переведена на все европейские языки, в том числе и классический латинский. На русский язык она переведена К. П. Победоносцевым и выдержала 7 изданий (СПб., 1898). Такой успех книги весьма понятен. Она написана простым языком, говорящим непосредственно чувству читателя. Она не содержит в себе учения какого-либо определенного исповедания, а излагает общехристианские истины и мораль, как ее понимали средние века. Аскетизм — основной тон книги. Мир во зле лежит. Только подражание жизни Христа может спасти человека и дать ему блаженство.

Но рядом с этой проповедью автор весьма отчетливо подчеркивает, что значение имеет лишь добродетельная жизнь, а не рассуждения о догматах. Жизнь должна состоять в борьбе, цель которой — общее благо, а не индивидуальная польза. Автор, проповедующий смирение, как одну из основных христианских добродетелей, скрыл от потомства свое имя. Ее приписывали и приписывают Ф, но спор о ее авторе ведется с начала XVII века и до настоящего времени, при чем авторство приписывают весьма различным лицам. В числе их называют И. Скотта Эригену, св. Бернарда, Бонавентуру, Иннокентия III, и др. Из числа 25 претендентов только три имеют серьезное значение. Ф. К., канцлер Иоанн Герсон и Джованни Герсен. В XVII в. Спор был начат испанцем Манрикецом.

Монахи бенедектинцы выступили в защиту Герсена, между тем как иезуиты и орден Августина стояли за Ф. К. Этот спор повторился и в XVIII веке, причем Евсевий Аморт привел наиболее сильные доводы в пользу Ф. В XIX веке спор на почве разногласия различных духовных орденов уступил место спору на почве национальной. Французы стояли за Герсона, итальянцы — за Герсена, немцы — за Ф. Однако, защита прав Герсона была настолько мало удачна, что Ренан заявил. "Подражание Христу" не имеет автора и является произведением всего средневековья. За Герсена высказались многие авторы. Все их доводы собрал Coelestin Wolfsgruber, в книге "Giovanni Gersen. Sein Leben und sein Werk de imitatione Christi" (Аугсбург, 1880). Он доказывает, что автором "Подражания Христу" непременно должен был быть бенедиктинский монах.

Однако, громадное большинство исследователей высказалось в пользу Ф. К., начиная с книги Malon. "Recherches historiques et critiques sur le véritable auteur de l'imitation" (3 изд., 1858). Главным образом делу Ф. К. Помогли пастор К. Гирше ("Prolegomena zu einer neuen Ausgabe der Imitatio Christi nach dem Autograph des Thomas" 3 т., Берлин, 1873—94) и голландец О. А. Шпицен. Действительно, в пользу того, что автор "Подражания Христу" был немец, говорят многочисленные германизмы в тексте. Несомненно также, что автор принадлежал к союзу "братьев общей жизни", как видно из частых ссылок на мнения представителей этого союза. Наконец, сличение языка сочинений Ф. К. С языком "Подражания Христу" и некоторые особенности стиля делают предположение об авторстве Ф.

К. Весьма вероятным. — Время написания "Подражания Христу" — не позже 1427 г.Э. Р..

Значения в других словарях
Фома византийский самозванец

— самозванец в византийской империи IX-го века, быть может, славянского происхождения. При императоре Льве V он командовал отрядом на византийской службе. В царствование Михаила II (820—829) он выступил с притязаниями на царскую власть, имея громадное число приверженцев. Бежав из Константинополя к персам, он отрекся от христианства и начал распускать слух, что его настоящее имя — Константин, и что он сын царицы Ирины, избегший ослепления и спасшийся невредимым от козней матери. Так как значитель..

Фома Кантипратанский

Живший в XIII столетии — известный составитель жизнеописаний святых (гагиограф), игравший в то же время важную роль в средневековом естествознании. Годы рождения и смерти точно неизвестны. Самое важное его сочинение. "De naturis rerum". Ему же принадлежит "Bonum de apibus", где он является более моралистом, чем натуралистом. Считается учеником Альберта Великого. Животные в его главной книге описываются по алфавиту. Иногда одно и тоже животное описывается под несколькими названиями. Сфинксы, драк..

Фома Малеин

Препод., был воином, славился силой и храбростью. Потом оставил мир и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Память 7 июля.. ..

Фома Палеолог

Деспот Мореи. Семья Палеологов, после падения Константинополя, состояла из двух братьев — Дмитрия и Ф., владевших небольшими уделами в Пелопоннесе. В 1460 г. Старший брат попался в плен к туркам. Он умер в Адрианополе в 1470 г., приняв монашеский постриг и имя Давида. Второй брат Ф. Тоже недолго держался в своем княжестве и бежал под защиту венецианской республики на о-в Корфу. Султан обещал дать ему пенсию, если он удовольствуется положением частного лица, но Ф., подстрекаемый греческими патрио..

Дополнительный поиск Фома Кемпийский Фома Кемпийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фома Кемпийский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фома Кемпийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 15 символа