Фортунат Венанций

58

(полное имя Venantius Honorius Clementianus Fortunatus) — один из замечательнейших латинских писателей раннего средневековья. Родился в окрестностях г. Тревизо (в Сев. Италии), приблизительно в 530 г. Образование получил в Равенне, где, кроме грамматики и риторики, занимался юриспруденцией и поэзией. На поприще этой последней его привлекали сперва исключительно религиозные темы — прославление церквей и святынь Равенны. Пораженный сильной болезнью глаз, Ф. Обратился с молитвами к св. Мартину Турскому и его помощи приписал свое исцеление. Чтобы отблагодарить своего патрона, Ф. Предпринял (ок. 566 г.) путешествие к гробнице Мартина, проехал через Норийские Альпы, Инн, Леш, Дунай и Рейн и долгое время оставался при дворе короля Австразии, Зигберта I, в г.

Меце. Прибытие туда Ф. Совпало со свадьбой Зигберта с Брунгильдой, дочерью короля вестготов. Событие это Ф. Прославил в напыщенном эпиталамии, в котором христианское содержание облечено в антично-мифологическую оболочку. Этому панегирическому характеру поэзии Ф. Оставался верен и во все последующее время своей жизни. Он воспевал не только королей, но и епископов, герцогов, графов, знатных дам и этим, а не своей замечательной для того времени ученостью создал себе во Франции почетное положение. После Меца Ф. Посетил еще несколько городов и замков, где, являясь предшественником трубадуров, пользовался гостеприимством аристократии и восхвалял ее за это в красивых дистихах. Наконец, он попал в Тур, где подружился с знаменитым епископом Григорием, автором "Истории Франков" (см.

Григорий). Из Тура Ф. Переехал в Пуатье, где получил звание духовника королевы Радегунды (см.), по смерти которой († 587) описал ее жизнь прозой. К этому же, вероятно, времени относятся и составленные им прозаические жития святых. В самом конце VI стол. Ф. Получил в Пуатье епископскую кафедру, но скоро умер (после 600 г.). В обширном литературном наследии Ф. Первое место занимают поэтические произведения его — "житие св. Мартина" в 4 кн., составленное между 573 и 576 гг., и одиннадцать значительных по объему (напр. Одних гекзаметров и пентаметров у Ф. Насчитывается с лишком 10000, а он писал часто и другими размерами) книг стихотворений смешанного характера. В "Житии св. Мартина" главное внимание обращено на чудеса святого, которые изложены с излишними подробностями и в значительно приподнятом тоне.

В этом отношении оно уступает написанным на ту же тему сочинениям Сульпиция Севера и Палина из Перигё. Легкость языка и стиха в "Житии" почти напоминает Овидия. Первые восемь книг стихотворений содержат в себе стихотворения, написанные до 576 г., 9-я кн. — произведения 577—584 гг., 10 и 11 кн. — позднейшие стихотворения (кончая 591 г.). Последние две книги, равно как и часть "приложения" (appendix carminum), изданы не самим Ф. Во всех книгах хронологический порядок отчасти нарушен переписчиками. В первых 4 кн. Содержатся стихотворения духовного характера. Особенного внимания заслуживают помещенные в начале второй книги гимны в честь Животворящего Креста, написанные по поводу получения Радегундой от императора Юстина частицы древа креста.

Два из этих стихотворений, представляющие страстную апофеозу креста ("Vexilla regis prodeunt" и "Range, lingua, gloriosi lauream certaminis"), и поныне еще поются при католическом богослужении на Страстной неделе и при празднествах Воздвижения и Обретения креста. В 3-й кн. Выдается стихотворение "О пасхе", посвященное совпадению праздника Воскресения с оживлением природы. Оно дает весьма яркое описание красот весны, обнаруживая в авторе любовь к природе и значительную наблюдательность. В 5-й книге содержатся поэтические письма, главным образом к Григорию Турскому. 6-я книга, весьма важная для характеристики жизни и истории того времени, заключает в себе стихотворения к франкским королям, из которых выдаются весьма льстивый панегирик королеве Теудехильде и поэма в честь несчастной вестготской королевы Гальсвинты.

Аналогичный с шестой книгой характер имеет седьмая, представляющая послания к герцогам и графам. Два начальные стихотворения 8-й кн. Содержат интересные автобиографические подробности. В первом Ф. Говорит о своем пребывании в Пуатье и превозносит добродетели Радегунды. Из второго видно, что епископ Герман приглашал Ф. Перейти в Париж, и поэт сначала колебался, но привязанность к Радегунде одержала верх. 3-е стихотворение содержит похвалу в честь Богоматери, культ которой и в то время стоял очень высоко. Остальные пьесы обращены к Радегунде. Из стихотворений 9-й кн., носящих, в общем, панегирический характер, выделяются второе — похвала Хильпериху и Фредегонде, и третье — утешение той же царственной четы в преждевременной смерти их сыновей.

В 10-й книге содержатся крайне растянутое прозаическое толкование "Отче наш" и стихотворение, описывающее прогулку автора вместе с Хильдебертом и Брунгильдой по Мозелю и Рейну. Описание это составлено очень живо и любопытно по многим подробностям тогдашнего быта. 11-я кн. Начинается с прозаического толкования "Символа веры". Затем идет ряд стихотворений, посвященных Радегунде и ее воспитаннице Агнесе и изображающих нежные чувства Ф. К этим дамам. — Язык произведений Ф. Очень жив и разнообразен. В нем немало галльских провинциализмов и вульгарных форм. Нередко прибегал Ф. И к образованию новых слов. В стихотворениях Ф. Очень много асиндетических соединений, стремления к игре слов и аллитерации. Весьма часто применял он и всевозможные виды рифм.

Недостатки Ф. Отчасти зависят от его личных качеств, отчасти от его общественного положения и тогдашних отношений. Человек образованный и талантливый, Ф. Попал на чужбину, где должен был искать себе друзей среди знатных варваров, для чего приходилось писать им панегирики и восхвалять их образованность и гуманность, на самом деле стоявшие очень низко. Так как поэтический талант был весьма редким явлением у франков того времени, то Ф. Приобрел массу почитателей между людьми самых разнообразных направлений и характеров, как, напр., благородного Зигберта и жестоких Хильпериха и Фредегонду. Сближению Ф. С франками способствовало и то обстоятельство, что поэт был оптимистом по своей природе. Ужасные происшествия, современные ему и рассказанные с таким драматизмом Григорием Турским, не находили никакого отклика в душе Ф.

Изображая меровингский быт и народ, Ф. Старался по возможности избегать античных сюжетов и древнеримского способа изложения. Его правильнее назвать первым средневековым поэтом Франции, чем последним римским поэтом (как это сделал Лео). Лучшее издание Ф. Принадлежит Leo и Krusch'y (в серии "Monum. Germ. Hist. Auct. Antiquissinu", т, IV, Берл., 1881—85). См. Th. Bormann, "Ueber das Lehen des lateinischen Dichters V. H. Cl. F." (Fulda, 1848). A. Schneider, "Lesefrüchte aus V. F." (Инсбр., 1882). F. Leo, "V. F., der letzte römische Dichter" (в журн. "Deutsche Rundschau", т. XXXII, 1882). L. Caron, "Le poète F. Et son temps" (Амьен, 1884). D. Leroux, "Le poète S. V. F." (Пар., 1885). Ch. Nisard, "Le poète F." (П., 1890). W. Meyer aus Speyer, "Der Gelegenheitsdichter V.

F." ("Abhandl. Der Kgl. Gesellsch. Dei Wissensch. Zu Göttingen. Philol.-hist. Kl." N. F., IV, 5, Берл., 1901).А. М—н..

Значения в других словарях
Фортуна

(Fortuna) — древнеримская богиня. Культ ее — один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (di novensidenses). Предание, имеющее ясное представление только о позднейшей Ф., тождественной греческой Τύχη, приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Туллию. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддается определению. Древнейшими храмами ее были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на forum boarium. Судя по характеру праздника Fort..

Фортунат апостол из числа семидесяти

(Φορτούνατος — счастливый, благополучный. 1 Кор. XVI, 17) — по преданию, апостол из числа семидесяти. Прибыв от лица коринфской церкви к апостолу Павлу в Ефес, Ф. Вместе с Стефаном и Ахаиком уведомил его о состоянии коринфской церкви и успокоил дух его. С ними, вероятно, отправлено было апостолом первое его послание к коринфянам. Может быть, с этим же Ф. И некоторыми другими впоследствии послано было от лица римской церкви послание к коринфянам (Климент Римский, 1 посл. К Коринф. Гл. 59). Память..

Фортунат немецкая повесть-сказка

— так называется по имени главного героя популярная в XVI в. В Германии повесть неизвестного автора. Повесть о Ф. Содержит переработку заимствованного, по-видимому, с Востока сказания о счастливом обладателе неиссякаемого кошелька и чудесной шапочки, в одно мгновение переносившей ее владельца в любое место (наподобие ковра-самолета русских сказок). Ф., умирая, оставляет в наследство кошелек и шапочку своим детям, но последним вследствие неразумного пользования эти дивные вещи приносят несчастье...

Фортунат, апостол

(Φορτούνατος — счастливый, благополучный. 1 Кор. XVI, 17) — по преданию, апостол из числа семидесяти. Прибыв от лица коринфской церкви к апост. Павлу в Ефес, Ф. Вместе с Стефаном и Ахаиком уведомил его о состоянии коринфской церкви и успокоил дух его. С ними, вероятно, отправлено было апостолом первое его послание к коринфянам. Может быть, с этим же Ф. И некоторыми другими впоследствии послано было от лица римской церкви послание к коринфянам (Климент Римский, 1 посл. К Коринф. Гл. 59). Память 4..

Дополнительный поиск Фортунат Венанций Фортунат Венанций

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фортунат Венанций" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фортунат Венанций, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа