Хорал
(от греч. Χορός. Называется также cantus firmus — лат., corale или canto fermo — ит., plain-chant — фр.) — церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. Ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвросий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада (см. Церковные лады). X., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность. В нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический X., в строгом стиле, т.
Е. В состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы. Исключены хроматические полутоны, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух- или трехдольном размере, гораздо реже — четвертями. Форма Х. — период, двух- или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний.
Модулируют в сопровождении X. В лады, наиболее сродные с главным. Гармонизация X. Должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении X. Допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секстаккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминантаккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической. Ее нельзя принимать за задержание, проходящую вспомогательную, прикрашивающую или предъем. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. X. Пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный X.
Исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь X. Исполняется хором. X., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным X. В таком X. Допускается перед X. Прелюдия, между строфами — интермедии, а по окончании хоральной мелодии — постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. Е. Ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой.Н. Соловьев..
Дополнительный поиск Хорал
На нашем сайте Вы найдете значение "Хорал" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорал, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 5 символа