Хорепископы

68

(χωρεπίσκοποι — сельские епископы) — лица, имевшие пресвитерскую, а иногда епископскую степень и особенно уполномоченные от епископа города. Они были проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах). Спорный вопрос о иерархической степени X. Удовлетворительно разрешен в книге преосв. Павла. "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (1858, стр. 24—28). Первоначально Х. Были пресвитеры, имевшие только большие полномочия от епископов. Впоследствии в ряд X. Низводимы были и действительные городские епископы, или, по особым обстоятельствам, на должности X. Назначаемы были лица, рукоположенные по чину епископскому. Происхождение должности X. Относят к самым древним временам, даже ко времени первоначального появления христианства в селениях.

В должность X. Не было особого рукоположения, а только производство (προβοκη). Это довольно ясно выражено уже в 8 правиле 1 вселенского собора. Епархиальному епископу здесь предписывается, что в случае обращения к церкви раскольнического епископа (кафаров или новатиан) для сопричисления к клиру он должен приискать место хорепископа. Многие соборы, начиная с IV в., постановляли относительно X. Ограничительные определения, имевшие целью сосредоточить около городского епископа возможно больший географический район в видах большего единства в управлении церковном. Этому содействовало и то, что политическая организация Римской империи, с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов.

Так, напр., собор Анкирский запрещает X. Поставлять пресвитеров и диаконов. Сардикийский собор 347 г. Запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а Лаодикийский (между 343 и 381 г.) определил вместо X. Ставить периодевтов (см.), поставленным же раньше X. Ничего не делать без воли епископа городского. Однако запретительные каноны не могли положить конца существованию X. Василий Вел. В послании к X. Упрекает их в том, что они совсем "отвергли епископа и, не восхотев даже извещать его, всю власть заключили в самих себе". И в позднейшее время встречаются следы института X. Между членами Третьего Вселенского собора 431 г. Наряду с епископами заседают и X. Даже в конце VIII в. Седьмой Вселенский собор упоминает еще о X., предоставляя им, по древнему обычаю, возводить в чтецы с дозволения епископа.

Впоследствии X. Были переименованы в экзархов и, наконец, в протопопов (у нас — "благочинные"). Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, X. Управляли ими, подобно епископу города, при пособии клира и мирян. На X. Лежала также обязанность заботиться о бедных и смотреть за благотворительными заведениями. На Западе существование института X. Не подтверждается историческими свидетельствами, хотя и там кафедра епископская могла находиться не в городе. Только в VIII в. Явились X. В франкском государстве и притом как институт, отличный от восточного. Имея епископский сан, западные X. Не были должностными церковными органами для определенного округа, но действовали как помощники и представители главных епископов в священнодействии и в управлении то в одной, то в другой местности епископского округа.

Если в Сев. Африке, которая по языку, по миросозерцанию и по всему строю церковной жизни должна быть причисляема к западным странам, существовало громадное число епископских кафедр (в IV и V вв. Около 500), то это, вероятно, объясняется тем, что значительную часть общего числа североафриканских епископов составляли X. См. Проф. Н. Заозерский, "Формы устройства восточной православной церкви" ("Правосл. Обозрение", 1890, т. III). Е. Смирнов, "История христианской церкви" (изд. 7, СПб., 1901, стр. 145—46)..

Значения в других словарях
Хорен

Степане (1840—1900) — армянский епископ, известный востоковед, выдающийся проповедник, переводчик с древнеармянского яз., основатель педагогического журнала "Айкакин-Ашхар", реформатор армянских школ, автор многих литературных и ученых трудов.. ..

Хореография

X. В широком смысле обнимает все виды танцевального искусства (см. Пляска, Танец, Балет). В более тесном смысле под X. Понимается способ изображения условными знаками различные танцевальные движения (простые и сложные па и т. Д.). Первое печатное руководство по X. Принадлежит Toinot Arbeau (анаграмма Jean Tabourot) "Orchésographie" (1588). Сохранившаяся в брюссельской библиотеке Bibliotheque de Bourgogne рукопись "Le livre des basses danses", принадлежавшая Маргарите Австрийской, дочери Филиппа ..

Хорея

См. Виттова пляска.. ..

Хоржеле

(Chorzele) — пос. Плоцкой губ., Прашнышского у., на прусской границе. Жителей 3141. Мельницы, значительная торговля, 6 ярмарок.. ..

Дополнительный поиск Хорепископы Хорепископы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хорепископы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорепископы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 11 символа