Хтонические божества

82

Так назывались у греков (от Χθων — земля) те боги, которые так или иначе были связаны с производительными силами земли или с подземными миром. Так как земля и с той и с другой точек зрения очень близко и многообразно соприкасалась с жизнью земледельческого народа, в котором культ находящихся в подземном мире предков получил особенное развитие, то количество хтонических божеств было очень значительно. Почти каждый из богов имел эпитеты, обнаруживавшие, что на земле или под нею у него есть определенные функции. Так, напр., в некоторых местах Греции существовал культ Зевса хтонического, Гермеса, Диониса, Аполлона и др. Богов, которые, в сущности, в историческую эпоху не считались в Греции настоящими X. Божествами.

С хтонической религией тесно связано и происхождение некоторых богов, которые с течением времени стали олимпийцами. Таков был, напр., Гермес, который, как воспоминание о происхождении, навсегда сохранил за собой функции проводника душ в царстве теней. Хтонического же происхождения и культ Гефеста, который, как это доказано новейшими исследованиями (Willamovitz), первоначально был местным богом на острове Лемносе, где особенно деятельна была вулканическая деятельность природы. Дионис и Деметра также примыкали к подземным богам, так как являлись воплощением производительности земли. Настоящей стихией X. Божеств был, однако, загробный мир, царство теней. Термин X. Божества в историческое время сохранился лишь за теми богами, деятельность которых была связана с обителью Аида.

Сюда относились Гадес (Аид), Гея (земля), Персефона-Кора, Геката, Евмениды и божества, воплощавшие ветры. Общей эмоциональной первоосновой хтонического культа было чувство страха перед загробной неизвестностью. В связи с этим и культ их принял особый, отрицательный характер. У них не просили ничего, они не являлись "подателями благ". Их умилостивляли, задабривали жертвами, требуя от них в вознаграждение только одного — полного невмешательства в жизнь людей. Их культ был в глазах греков как бы неизбежным злом. Это обстоятельство очень ярко оттеняется тем, что X. Божества в собственном смысле этого слова (т. Е. Кроме тех, у которых хтонизм являлся добавочным элементом или был связан с производительностью земли) не имели во всей Греции ни храмов, ни оракулов, ни даже жертвенников или алтарей.

Единственным исключением была Элида, где имелся организованный культ Гадеса. Напротив того, божества с частичным хтоническим элементом — Зевс, Деметра — имели в некоторых местах не только алтари, но даже годичные праздники. Таковы были, напр., хтонии в Гермионе. Некоторое развитие X. Культ получил, между прочим, и в секте орфиков, которые подчеркнули хтонический элемент в Дионисе. Кроме крупных богов, хтонический культ, как и все остальные, имел и второстепенных, иной раз не превышавших по значению простой персонификации понятия, а также и своих героев. Таковы, например, Танатос (смерть) и Мелеагр (см.). Среди жертв, приносившихся для умилостивления X. Божеств, особое место занимала смесь молока и меда (μελιχρατον), которая составляла специальную пищу этих богов.

Другим она не приносилась. Быть может, в этой смеси следует видеть пережиток очень отдаленных времен. Хтонический культ сохранил в себе вообще очень много архаического. Антикварный характер обрядов и жертвоприношений по сравнению с другими культами, в которых эволюция совершалась быстрее, внушал мысль о наибольшей древности его, иной раз даже о его значении как исходного пункта для всей греческой религии. Такая точка зрения всецело объясняется оптическим обманом. Нет никаких оснований считать хтонический культ древнее других. Ср. Stengel, "Griechische Kultusalterthümer" в "Handbuch d. Klass. Alterthum wissenschaft", Ив. Мюллера (Мюнхен, 1898, стр. 110 и сл.). Rohde, "Psyche" (стр. 190 и сл.). Edv. Lehmann, "Die Griechen" в "Handbuch" Шантели де ла Соссэ (II изд., Фрейбург, 1897)..

Значения в других словарях
Хтендосский Казимир

Польский литератор. Род. В Галиции в 1843 г. Издал несколько историч. Романов и рассказов. "Альбом фотографий", "Нитка в иголке". "Зерцало глупости".. ..

Хтоний

(χθόνιος — "земной"). 1) эпитет некоторых греческих богов, как то. Аида, который называется Зевсом X. (= подземным Зевсом), Гермеса, Диониса. Эпитетом богинь земли — Деметры, Персефоны, Геи — служило слово Хтония. 2) Один из вооруженных Спартов, которые возникли из драконовых зубов, посеянных Кадмом. Когда среди спартов завязалась битва, X. Был в числе пяти уцелевших от этого побоища.Н. О.. ..

Хтония

(Χθονια, Chthonia) — дочь аргосского царя Форонея, основавшая вместе с братом Клименом святилище в честь Деметры в г. Гермионе (на юге Арголидского полуострова). По другому сказанию, X. Была дочерью аргивянина Колонта. Когда последний в наказание за то, что не оказал гостеприимства Деметре во время ее странствований, сгорел со всем домом, X., старавшаяся отклонить отца от его необдуманного действия, была спасена Деметрой от огня и перенесена в Гермиону, где она и основала в честь богини храм и у..

Ху-бэй

(англ. Hupe) — китайская провинция, лежащая по среднему течению Ян-цзы-цзяна, к В. От провинций Шэнь-си и Сы-чуань. Занимает площадь почти в 168 т. Кв. Км, с населением до 34 миллионов. По разнообразию и количеству земледельческих продуктов эта провинция считается одной из богатейших в империи. "Цзян-си, — гласит народная пословица, — может приготовить для Китая один только завтрак, а Ху-гуань (т. Е. Ху-бэй и Ху-нань вместе взятые) в состоянии кормить его постоянно". Величественная Ян-цзы-цзян, ..

Дополнительный поиск Хтонические божества Хтонические божества

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хтонические божества" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хтонические божества, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 20 символа