Церковные певцы
Как особая должность в клире, установлены в церкви весьма рано. К установлению должности особых певцов побуждало церковь не только осложнение богослужебного чина, умножение песнопений, но и особые внешние обстоятельства. Появившиеся еретики (гностики, манихеи) стали пользоваться пением, как средством для распространения своих лжеучений. Так, в африканской церкви некто Александр вводил песни Валентина, на что жалуется Тертуллиан. Иерак, епископ леонтопольский (в Египте), отвергавший воскресение мертвых и брак, также писал гимны. Для противодействия еретикам отцы церкви составляли песнопения с православным содержанием и вводили их во всеобщее употребление, а также заботились об улучшении самого пения, что могло быть достигнуто только при участии особых, способных к тому лиц.
Явилась, таким образом, необходимость в установлении особого чина певцов, на обязанности которых лежало бы не руководство только общенародным пением, но и преимущественное исполнение его при богослужении. Памятники II и III вв. Ясно указывают на их существование. Апостольские Постановления неоднократно упоминают о певцах, наряду с пресвитерами, диаконами, чтецами. О певцах или псалмах упоминается и в 43 апост. Правиле, а также в древнейших литургиях апост. Иакова и евангелиста Марка. Уже в первые три века певцы пользовались, наряду с другими клириками, пожертвованиями и приношениями в церковь. Чтецу, певцу и привратнику назначалась одна часть "даяний и жизненных пожертвований", диакону и пресвитеру — две, епископу — четыре.
Певцы, как занимавшие низшую должность в клире, находились в подчинении не только пресвитеру, но и диакону, который, при отсутствии пресвитера, мог, если потребуется, отлучить "иподиакона, чтеца, певца, диакониссу". О певцах, как и о других клириках, возносилось на ектениях особое возглашение. Ц. Певцы получили название "канонических" ("греч. Стр. 93"), т. Е. Внесенных в канон или список клириков, и потому выделялись из среды мирян. Когда возник чин посвящения в должность певца и какая была его первоначальная форма — на это нет определенных указаний в древнейших памятниках. Некоторые думают, что так как певцы составляли сравнительно низшую степень клира, то они возводились в свою должность простым благословением священника, тогда как другие низшие клирики поставлялись епископом или хор-епископом.
Но церковь никогда не предоставляла такого права пресвитерам. Священник может благословить мирянина на участие в Ц. Пении, но не может возвесть его в степень "канонического певца". Правда, в африканской церкви существовал такой обычай, как видно из 10 прав. 4-го карфагенского собора, но на него нужно смотреть как на местную особенность, а не как на общий церковный порядок. В IV в. Институт Ц. Певцов является вполне сформировавшимся, имеющим определенные права и обязанности. Ц. Певцы, как члены клира, должны подчиняться церковной власти и сообразоваться с Ц. Правилами не только в том, что касается исполнения их прямых обязанностей, но и в отношении внешнего своего поведения и жизни. Они должны находиться в непосредственной зависимости от настоятеля того храма, при котором состоят, подчиняясь его указаниям как в отношении характера пения, выбора напевов и их переложений, так и в отношении своего поведения.
См. В. П — ский, "Краткие исторические сведения об установлении должности Ц. Певцов" ("Руководство для сельских пастырей", 1898, № 50. Стр. 343 — 348)..
Дополнительный поиск Церковные певцы
На нашем сайте Вы найдете значение "Церковные певцы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковные певцы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 15 символа