Часы церковные службы

182

— этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Ч. Дня. Службы Ч. (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так. 1) бывают Ч. Трипсалмные, заключающие в себе по 3 псалма. Из этих Ч. Одни бывают обычные, вседневные, другие — великопостные, третьи — царские (см.). 2) бывают Ч. Без псалмов, а состоящие из одних воскресных песнопений. Таковы Ч. Пасхальные. Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую часть обычных Ч. Составляют псалмы, вторую — тропари, кондаки и заключительные молитвословия. Служба того часа, которым начинается ряд служб (3-го перед литургией, 9-го перед вечерней) начинается возгласом священника и чтением начальных молитв.

Служба того часа, который не непосредственно следует за другою службою (после утрени — первый час), начинается воззванием "Приидите поклонимся" (трижды). О древности служб в 3, 6 и 9 Ч. Дня свидетельствуют Климент Александрийский, Апостольские Постановления, Тертуллиан, Афанасий Вел., Василий Вел. И др. Первый час, соответствующий нашим 7, 8 и 9 часам утра, следует за утренею. Церковь освящает начало дня молитвою от времен апостольских. Василий Великий, советуя молиться утром, чтобы первые движения нашего ума и сердца были посвящены Богу, приводит некоторые слова псалмопевца, которые теперь в православной церкви произносятся на первом часе. Препод. Кассиан говорит, что первый час получил свое начало во времена Саввы Освященного, в монастыре Вифлеемском.

Никон Черногорец прибавляет, что 1-й час был соединен с утреней. С VI в. 1-й час богослужения становится известным и на Западе, как видно из устава св. Бенедикта. Коптская церковь и до настоящего времени не знает 1-го часа, как времени общественного богослужения. Третий час соответствует нашим десятому, одиннадцатому и двенадцатому дня, а шестой — первому, второму и третьему пополудни. Службы этих Ч. Приняты церковию от древних времен. Распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, является известным в IV в. При Феодосии Старшем. Сделано оно, как полагают, Пахомием Великим. Девятый час по нашему счислению соответствует 4-му, 5-му и 6-му Ч. Дня. Уже апостолы освящали молитвою девятый час (Деян. III, 1). Заповедь совершать молитву в девятый час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в Постановлениях Апостольских.

Василий Великий приписывает службе апостольское установление. Псалмы этой службы избраны Пахомием Великим, а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат Василию Вел. В дни четыредесятницы службы 3-го, 6-го и 9-го Ч. Совершаются вместе. К особенностям великопостных Ч. Относится то, что после обычных псалмов поются, для каждого часа особые, постные тропари, в которых воспоминаются совершившиеся в те Ч. События. Полагается также чтение кафизм и паремий (на 6-м часе) и в конце Ч. Молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. С великопостными Ч. Соединяется последование изобразительных или обедницы, каковое название объясняется из того, что это последование изображает, а иногда и заменяет литургию. Молитвословия и песнопения этого последования составляют продолжение и окончание великопостных Ч.

Оно состоит в пении евангельских блаженств, прерываемых молитвою разбойника. "Помяни мя, Господи" и продолжается славословием Триединому Богу "Лик небесный", исповеданием веры в символе веры и исповеданием грехов в молитве. "Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша", чтением или пением кондака, молитвою Ефрема Сирина и заключается псалмом. "Благословлю Господа на всякое время", после которого бывает отпуст Ч., если вечерня бывает отдельно. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890). И. Мансветов, "Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (М., 1885). Архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886).

Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (ч. II, Курск, 1900)..

Значения в других словарях
Часы прибор для измерения времени

Содержание. 1) Исторический очерк развития часовых механизмов. А) солнечные Ч., b) водяные Ч., с) песочные Ч., d) колесные Ч. — 2) Общие сведения. — 3) Описание астрономических Ч. — 4.) Маятник, его компенсация. — 5) Конструкции спусков Ч. — 6) Хронометры. — 7) Спуски хронометров. — 8) Баланс и спираль. — 9) Условия, влияющие на ход хронометра. — 10) Компенсация хронометра. — 11) Производство Ч.1) Исторический очерк развития часовых механизмов (солнечные, водяные, песочные, колесные Ч.). А) Древ..

Часы флоры

См. Передвижение органов растений (ср. Также Кернер, "Жизнь растений", табл. 2, стр. 203).. ..

Часы электрические Лудвига

Аппарат, позволяющий производить перерывы тока по желанию через 1, 2, 5 и т. Д. Секунд.. ..

Часы, церк.

Этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Ч. Дня. Службы Ч. (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так. 1) бывают Ч. Трипсалмные, заключающие в себе по 3 псалма. Из этих Ч. Одни бывают обычные, вседневные, другие — великопостные, третьи — царские (см.). 2) бывают Ч. Без псалмов, а состоящие из одних воскресных песнопений. Таковы Ч. Пасхальные. Служба каждого трипсалмного часа заключает ..

Дополнительный поиск Часы церковные службы Часы церковные службы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Часы церковные службы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Часы церковные службы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 21 символа