Чистилище

89

(purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). — Учение о Ч. Представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями средних веков, ад и Ч. Составляют два совершенно особых места. Ад находится во внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч.

Же находится по ту сторону центра, на поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских богословов под Ч. Разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. Будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. Столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч.

И возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания. 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему. Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф., XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится. Ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор., III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором — слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле [В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам, непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12 апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"), находятся, между прочим, следующие слова.

"тогда (т. Е. При наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании" (см. Статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"). Понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют их и св. Отцы послеапостольского века, т. Е. В смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. Зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле.

При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. Может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. Возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном месте.

Блаженный Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. И подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем иадом (например, Матф., XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.Б.Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч.

С православным учением о мытарствах. Но последние — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека. Путь из Ч. — в рай, путь из мытарств — и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. Имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения. Сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, душиумерших людей получают прощение грехов в Ч.

Ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших — учение, содержимое и римской церковью.См. Д. Гусев, "Ч. У средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264). H. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876). Его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1878).

E. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3-е, СПб., 1895)..

Значения в других словарях
Чистики

(Cepphus) — род птиц из семейства гагарковых или чистиковых (Alcidae, см. Чистиковые), близкий к кайрам (см.), от которых отличается тем, что оперение носовых ямок никогда не достигает переднего края ноздрей. Прямое почти до вершины ребро тонкого, сжатого с боков клюва на конце резко загибается книзу. Ч., как и кайры (Uria), представляют полярных птиц, но никогда не собираются в большие стаи и не населяют птичьих гор. Они держатся небольшими стайками возле скалистых берегов, не улетая далеко в м..

Чистиковые

Или гагарковые (Alcidae) — семейство птиц из отряда гагаровых. По более распространенной в настоящее время классификации птиц, этот отряд делится на три семейства. Поганок (Podicipidae), гагар (Colymbidae, см.) и чистиков (Alcidae). Ч. Отличаются от двух первых семейств полным отсутствием заднегопальца. Пальцы, вооруженные острыми, загнутыми когтями, соединены полной плавательной перепонкой. Ноги, как у других гагаровых, сильно отодвинуты назад. Крылья и хвост короткие. К этому семейству относят..

Чистильная машина

Употребляется в ситцепечатании для очистки захоженной красками подкладки, пускаемой на ситцепечатную машину поверх лапина и под печатаемую ткань. Подкладка имеет целью предупредить быстрое изнашивание дорогого лапина, представляющего толстую суконную или каучуковую ткань. Ч. Машина дает возможность пользоваться одной и той же подкладкой очень долгое время, так как свежеосевшая краска легко удаляется уже при промывке водой. В Ч. Машине подкладка очищается совместным действием струи воды и ряда дв..

Чистка металлов

Медь и ее сплавы, сталь и железо, даже серебро и золото от прикосновения рук и действия воздуха покрываются тонким слоем окислов, хотя и предохраняющих от дальнейшей порчи от тех же влияний, но портящих внешний вид предметов. Удаление этого слоя и составляет цель Ч., тогда как толстый слой ржавчины на железе и яри на медных сплавах, образующийся в присутствии воды и аммиачных испарений, будучи удален, оставляет более или менее глубокие рябины, так что для восстановления прежнего вида поверхности..

Дополнительный поиск Чистилище Чистилище

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чистилище" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чистилище, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 9 символа