Шадов

93

(Schadow) - фамилия трех немецких художников.1) Иоганн-Готтфрид Ш. (1764-1850) - скульптор, сын бедного берлинского портного, учился ваянию сперва у одного неважного художника, а потом у работавшего тогда в Берлине талантливого нидерландского мастера Тассарта, который в своих статуях Зейдлица и Кейта, стоящих ныне на Вильгельмовской площади в Берлине, один из первых решился представить исторические лица в современных им костюмах, что впоследствии принял себе за правило и Ш. Ранняя женитьба на девушке, обеспеченной некоторыми денежными средствами, дала ему возможность отправиться в 1785 г. В Рим. Здесь он сблизился со скульпторами Триппелем и Зергелем, совершенствовался изучением антиков и вылепил группу "Персей и Андромеда", за которую была присуждена премия на конкурсе ди Балестра.

В 1788 г. Он возвратился в Берлин, получил титул придворного скульптора и был назначен секретарем королевской академии художеств на место умершего Тассарта. В 1790 г. Появилось его первое монументальное произведение - надгробный памятник мальчика, сына графа фон дер Марка, сочиненный еще со значительной примесью языческой аллегории (находится в берлинской церкви св. Доротеи). Вскоре после того была изваяна им мраморная статуя Фридриха Великого для Штеттина, в которой он выказал себя уже более свободным от париковско-античного стиля, господствовавшего тогда в немецкой скульптуре. Еще более реалистичный характер получили мраморные статуи генерала Цитена и принца Леопольда Дессауского, исполненные Ш. Для постановки на Вильгельмовской площади в Берлине и впоследствии замененные на ней бронзовыми копиями работы Кисса.

В 1795 г. Ш. Вылепил квадригу, украшающую собой (в воспроизведении из гнутой листовой меди) Бранденбургские ворота в Берлине, и их метопы. Следовавшие за тем работы Ш. Были преимущественно портретного рода и в них еще сильнее, чем прежде, отражалось его стремление к реалистичности, приводившее, однако, художника не всегда к вполне удовлетворительным результатам. Важнейшие из этих работ - мраморная группа королевы Луизы и королевы Ганноверской, памятники Тауенцина в Бреславле, графа Арнима в Боиценбурге, принца Александра прусского и графа Гольма в Силезии, бюсты Гуфеланда, Грауна, Себастьяна Баха и Лессинга. Всего ярче талант и направление Ш. Выразились в монументе Лютера, воздвигнутом в Виттенберге в 1821 г.

В памятнике Блюхеру, исполненном для Ростока (в 1819 г.), Ш. Вернулся почему-то к своей первоначальной античной манере. Сверх вышеупомянутых, из работ этого мастера заслуживают внимания прелестная "Спящая нимфа" и бюсты Карла Великого, Генриха Птицелова, Генриха Льва, Рудольфа Габсбургского, Канта, Клопштока и Галлера, находящиеся в регенсбургской "Валгалле". В 1805 г. Ш. Был сделан ректором и с 1816 г. Директором берлинской академии. Им написаны и изданы. "Учение о костях, мускулах, пропорциях и ракурсах" (1830). "Поликлет, или Об измерениях человеческого тела" (1833). "Народные физиономии" (1834-35). "Художественные памятники и художественные воззрения" (1849) и некоторые другие весьма полезные в свое время труды.2) Рудольф Ш.

(1786-1822) - сын предыдущего, также скульптор. Получив художественное образование под руководством своего отца, в 1810 г. Был отправлен за счет прусского правительства для дальнейшего усовершенствования в Рим, где пользовался советами Торвальдсена и Кановы. Исполненная под их влиянием статуя. "Парис, задумавшийся над тем, которой из трех богинь отдать золотое яблоко", своей красотой, грациозностью и мягкостью лепки обратила на молодого скульптора внимание любителей искусства. Еще больший успех имели следовавшие за этим первым самостоятельным произведением Ш. Его "Нимфа, надевающая себе на ноги сандалии" и парная с этой статуей "Пряха". Обе они так понравились римской публике и приезжим в Италию знатным туристам, что художнику пришлось повторить их несколько раз.

То же самое было и с изваянной им после того группой. "Девушка с голубями, увенчиваемая Амуром". По окончании срока своего пенсионерства, Ш. Остался навсегда в Риме, будучи завален множеством заказов и занимая одно из самых видных мест среди художников, поселившихся в Вечном городе. Из его мастерской, кроме указанных выше скульптур, вышли прекрасные статуи св. Иоанна Крестителя, "Мадонна с Младенцем на руках", Дианы, Бахуса, "Танцовщица", "Дискобол", барельефы, украшающие надгробные памятники маркизу Лендсдоуну и герцогу Девонширскому, колоссальная группа "Ахиллес с трупом Пенфезилеи", оконченная после смерти Ш. Эмилем Вольфом, и проч.3) Фридрих-Вильгельм фон Ш. (1789-1862) - брат предыдущего, знаменитый живописец, ученик сперва своего отца и Ф.-Г.

Вейтша, а потом Ширмера. Прослужив два года (1806-1807) в солдатах, он в 1810 г. Отправился в Рим, примкнул там к группе "назареев" (см.), пристрастился к религиозной живописи и в 1814 г. Перешел из лютеранства в католичество. Будучи менее способен к большим и многосложным композициям, чем к изяществу рисунка и тщательности исполнения, он писал преимущественно станковые картины масляными красками, и его фрески в вилле Бартольди, "Дети Иакова приносят ему окровавленную одежду Иосифа" и "Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару", вышли уступающими исполненным другими художниками, трудившимися в той же вилле. Кроме этих фресок, из-под кисти Ш. Вышло в Риме несколько прекрасных портретов и картин, в том числе "Царица небес", написанная для г-жи Гумбольдт, и "Св.

Семейство", для баварского короля Людвига I. В 1819 г. Ш. Был приглашен в Берлин на должность профессора тамошней академии художеств. Здесь вскоре он прославился как первоклассный живописец и отличный преподаватель, успевший собрать вокруг себя толпу талантливых учеников. Некоторые из них (Ю. Гюбнер, Т. Гильдебрандт, К. Зон и К. Ф. Лессинг) последовали за ним в Дюссельдорф, когда он, в 1826 г., получил должность директора тамошней академии, сделавшуюся вакантной после смерти Корнелиуса. Труды Ш. По улучшению преподавания в этой академии и вообще по ее преобразованию увенчались успехом, но с течением времени взгляды молодого поколения художников на задачи искусства изменились. Направление, которого он держался и проводил в своей школе, перестало удовлетворять большинство критиков, и на заслуженного живописца посыпались с разных сторон нападки, причинившие ему много огорчений.

Несмотря на то, он не покидал поста директора дюссельдорфской академии и только в 1859 г., после того как нервный удар расстроил его здоровье, вышел в отставку.Картины Ш. Очень многочисленны. Он является в них искусным рисовальщиком, идеализирующим натуру, приятным колористом, отличающимся не столько естественностью и силой тонов, сколько их гармоничностью, старательным техником, отделывающим работу до конца во всех ее подробностях. Но в его композициях больше обдуманности, чем одушевления, больше ума, чем теплого чувства, и они нередко отзываются старинными рутинно-условными приемами. Наиболее известные произведения этого художника - "Поклонение волхвов" (в гарнизонной церкви в Потсдаме), "Вакханалия" (в берлинском драматическом театре), "Четыре евангелиста" (в Вердеровской церкви, в Берлине), "Христос на Елеонской горе" (в церкви св.

Марка, в Ганновере), "Mater dolorosa" (в церкви Дюльмена, в Вестфалии), "Разумные и неразумные девы" (в Штеделевском институте во Франкфурте-на-Майне), "Гетевская Миньона", "Небесная и земная любовь", "Благочестие и Тщеславие" (у графа Фюрстенберга) и "Рай, Чистилище и Ад" (последняя работа художника, оканчивая которую он ослеп от темной воды). Ш. Прекрасно писал также портреты..

Значения в других словарях
Шаден, Иоганн Непомук Адольф

(von Schaden) - немецкий писатель (1791-1840). Его произведения (романы, комедии, фарсы). "Theodor Körners Tod", "Schill, oder die Bestürmung Stralsunds", "Die Ahnfrau", "Die moderne Sappho", "Die europäischen Auswanderer", "Der deutsche Don Juan", "Die spanische Johanna", "Das Blumenmädchen", "Sünde und Busse", "Das Fischermädchen", "Berlins Licht- und Schattenseiten", "Aurelius Kommodus u. Die Königin von Saba", "Das Requiem", "Original-Fresko-Schwänke", "Phantasiestücke u. Schwanke", "Die Ahn..

Шадинская россыпь

Т. Е. Мель - одна из наиболее значительных в низовьях Волги, на главном фарватере реки - "Бахтемире", в 77 верстах ниже Астрахани. В обыкновенное время глубина реки на ней в 4 фута, но при сильных верховых северных и северо-западных ветрах падает ниже 3 футов.. ..

Шадово

(Шадов) - заштатный город Ковенской губернии, Шавельского уезда, при речке Невдуве, станция Либаво-Роменской железной дороги. Впервые упоминается в истории под 1539 г. В настоящее время принадлежит к числу владельческих городов с упрощенным самоуправлением. Жителей (1902) 4537, из них 2008 мужчин и 2529 женщин. Население состоит главным образом из евреев (2695 человек) и литовцев (1612 человек). Последние - все католики. Церкви римско-католическая (1640) и православная. Городское училище. Фабрик..

Шадрик

Сырой поташ, прокаленная зола ильмовых или вязовых дров. Лучший сорт называется самосад. Идет на мыловаренных и кожевенных заводах.. ..

Дополнительный поиск Шадов Шадов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шадов" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шадов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа