Шанкарачарья

83

(санскрит. Çankara = имя собственное + âcârya = учитель, брахман) - или просто Шанкара - знаменитый индийский религиозный реформатор и философ, один из главных учителей и проповедников философской школы Веданта (см.), живший в VIII или (вероятнее) в IX в. Наиболее достоверное предание свидетельствует, что он родился в 788 г. После Р. Х. (см. А. Вебер, "Indische Studien", т. XIV, стр. 353). Менее достоверные известия относят его ко второму и пятому столетиям нашей эры ("Indian Antiquary", I, 361. VII, 282). Ш. Был родом из Кералы или Малабара, из касты брахманов Намбури, и вел очень беспокойную бродячую жизнь, во время своих странствований успешно диспутируя с представителями разных религиозных учений, начиная с ортодоксальных вишнаитов и шиваитов и кончая менее правоверными джайнистами и буддистами.

При этом он никогда не упускал случая популяризировать в устных беседах и писаниях философское учение Веданты. Во время своих путешествий он основал ряд монастырей (maţha), для сохранения и распространения своего учения. Некоторые из них уцелели и по сию пору. Главный из них - монастырь в Шрнгири, или Шрнга-гири, на склоне западных Гхатов, в Майсоре, вблизи источников реки Тунгабхадры. Под конец жизни Ш. Добрался до Кашмира и там, после победоносного диспута с разными оппонентами, воссел на трон Сарасвати. Умер в Кедаранатхе (в Гималайских горах), еще совсем молодым (32 лет).События последних лет его жизни засвидетельствованы местными преданиями. Трон Сарасвати, на котором сидел Ш., показывают и теперь в Кашмире, а в храме Шивы в Бадари с незапамятных пор жрецом, совершающим богослужение, всегда состоит малабарский брахман из рода Намбури.

Ученость и святость жизни Ш. Пользовались таким уважением, что его считали воплощением Вишну и Шивы и верили в его способность совершать чудеса, Тем не менее ему приходилось считаться и с проявлениями неуважения и неприязни. Рассказывают, что когда после его возвращения домой из странствий умерла его мать, и он должен был совершить над ней погребальный обряд, то родственники его отказались снабдить его огнем, а брахманы не захотели совершать богослужения. Тогда Ш. Произвел огонь из своей руки и сжег тело матери во дворе своего дома, произнеся заклинание, что брахманы здесь не будут изучать вед, нищие монахи никогда не получат милостыни, а мертвые всегда будут сжигаться вблизи домов, в которых жили (обычай, по преданию, переживший Ш.).

В Малабаре Ш. Приписывают разделение первичных четырех каст на 72 (по 18 подразделений в каждой из основных каст) и определение их занятий и обязанностей. По своим религиозным догматам Ш., по-видимому, скорее склонялся к вишнуизму, но пользуется одинаковым почетом у представителей обеих главных сект индуизма - шиваитов и вишнуитов.Как философ, он был апостолом учения о так назыв. Адваита, составляющем одну из главных составных частей школы Веданта (см.), т. Е. О тождестве человеческого духа с мировым духом (advaita = недвойственность, единство). Согласно этому учению, дух человека и верховный дух составляют одно целое. Все, что мы видим в мире - разные формы, произведенные мировым духом, и в то же время впечатления нашей души.

Вне нашей души и вне верховного духа нет ничего. Таким образом весь мир есть не что иное, как наша иллюзия, наше представление. Только наше незнание заставляет нас отделять нашу душу от мирового духа и считать ее существующей отдельно и независимо. Устранение этого незнания приводит к полному освобождению человеческой души от неумолимого закона о переселении душ и достигается изучением философских истин Веданты. Существует очень много философских трактатов и литературных произведений, действительно принадлежащих Ш. Или только приписываемых ему. Наиболее важным является его "Бхашья" (Bhâshyam), т. Е. Комментарий на Веданта-сутру, приписываемую Вьясе (см.). Приписываются Ш. Еще трактаты. "Атмабодха" (Познание Атмана - мирового духа.

Переведен и объяснен F. Nève в "Journal Asiatique", т. VII, 6-я серия) и "Прашноттараратнамала" (Praçnottararatnamâlâ = "Драгоценное ожерелье вопросов и ответов". Изд. В санскритской и тибетской редакциях и с французским переводом Ed. Foucaux, П., 1867, и А. Вебер, в "Записках Берлинской Академии Наук", 1868, стр. 92 и сл.) - амальгама буддийских и шиваитских учений. Комментарии на Бхагавадгиту и на Нрсинха-Тапания-упанишаду. Сборник гимнов в честь Парвати, супруги Шивы, носящий название "Ананда-лагари" (Ananda-laharî = волна наслаждения). Другой подобный сборник, "Саундарья-лагари" (Sâundarya-laharî = волна красоты), также приписывается Ш. Буддисты считают Ш. (вместе с Кумарилой) злейшим врагом своей религии и приписывают ему ее падение, что, впрочем, преувеличено, так как буддизм продолжал держаться в Индии еще более 6 веков после смерти Ш.

Несомненно, однако, что учение Ш. Способствовало постепенному умиранию религии Будды на самой ее родине.Ср. F. H. Windischmann, "Sancara, sive de Theologumenis Vedanticorum" (Бонн, 1833). A. Bruining, "Bijdrage tot de Kennis van den Vedânta" (Лейден, 1871). У нас о Ш. И его философии писала В. Джонстон в "Вопросах философии и психологии" за последние годы. См. Также Индия (история), Веданта, Индийская философия. Туземная биография Ш. Излагается в так называемой Шанкара-виджая (см.).С. Б-ч..

Значения в других словарях
Шанкара

(санскрит. Çankara - спасительный, благодетельный) - 1) эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр (см.). 2) философ и религиозный учитель Шанкарачарьи (см.). 3) индийский юрист конца XVI в. 4) философ середины XVI в., особенно известный как автор юридического трактата Дхармадвайтанирная (устранение двусмысленности закона), содержащего разъяснение ряда юридических проблем. Часть этого трактата, трактующая об усыновлении, издана, с переводом, Мандликом.С. Б-ч.. ..

Шанкара-виджая

(санскрит. Çankara-vijaya = победа Шанкары) - индийское литературное произведение, содержащее в себе описание споров религиозного реформатора и философа Шанкарачарьи (см.) с представителями разных еретических сект. Существует несколько произведений, носящих это заглавие. Одно, принадлежащее последователю Шанкары - Ананда-гири (жившему около Х в.), издано в "Bibliotheca Indica" (Калькутта, 1868). Его критический разбор дан Телангом в "Indian Antiquary" (т. V). Другое, принадлежащее ученому и рели..

Шанкр

Под этим именем разумеют в настоящее время язвы, образовавшиеся от заражения венерическим или же сифилитическим ядом. В первом случае развивается простой или мягкий (венерический) Ш., во втором - твердый или сифилитический Ш. Иногда может произойти одновременное заражение тем и другим ядом, тогда получается смешанный Ш. (Chancre mixte), о твердом Ш. - см. Сифилис.Мягкий шанкр (мягкая или венерическая язва, ulcus molle, chancre mou, weicher Schanker) представляет чисто местное заболевание и никог..

Шанкха

(санскрит. Çankha - раковина) - в индийской мифологии. 1) постоянный атрибут бога Вишну, с которым он изображается. 2) страшный многоголовый змей, один из потомков дочери Дакши - Кадру (см.). 3) в индийской мифологической географии - один из меньших островов (dvîpa), окружающих гору Меру. Его населяет, по преданию, дикий народ Млечха, почитающий тех же богов, что и индусы.С. Б-ч.. ..

Дополнительный поиск Шанкарачарья Шанкарачарья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шанкарачарья" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шанкарачарья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 12 символа