Шеффер Ари

92

(Scheffer) — французский исторический и жанровый живописец. Родился в Дордрехте в 1795 г., умер в Аржантейле, близ Парижа, в 1858 г. С самого появления его на свет в его жилах текла кровь художников. Отец его, Иоганн Баптист Ш., переселившийся из Мангейма в Голландию, был живописец, ученик Тишбейна. Мать, Корнелия Ш., урожденная Ламме, с успехом занималась также живописью. Их урокам, в особенности отцовским, мальчик Ари был обязан начальным знакомством с рисованием и живописью, способность к которым выказалась в нем очень рано. Всего пятнадцати лет от роду он уже был в состоянии написать портрет, оказавшийся достойным принятия на амстердамскую художественную выставку. Лишившись отца, Ш. Переселился в 1811 г., вместе с матерью, в Париж, поступил в ученики к П.

Герену и под его руководством развился столь быстро, что уже в следующие за тем годы мог участвовать в луврских салонах. В первую пору своей деятельности молодой художник работал в академическом стиле Герена и большинства других французских живописцев того времени, еще не расставшихся с принципами Л. Давида, но тем не менее, изображая священные, исторические сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и сентиментальности. В эту пору (1816—27 гг.) написаны им картины. "Смерть Людовика Святого" (1817), "Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее" (1818), "Патриотическая самоотверженность шести граждан Кале" (1819), "Св. Людовик, зараженный чумой, посещает больных ей воинов" (1822. Находится в парижской церкви св.

Франциска), "Вдова солдата", "Семейство матроса", "Сгоревшая ферма", "Выздоравливающая мать", "Сироты на кладбище", "Маленький жнец", "Старый сержант и сестра милосердия", "Возвращение молодого инвалида домой" и многие др. Все эти картины, более или менее умеренной величины, были не раз гравированы и литографированы и доставили художнику огромную популярность. Кроме них, из-под его кисти вышли в это время большие, энергично задуманные, проникнутые драматизмом картины. "Гастон де Фуа, найденный мертвым среди павших в битве при Равенне" (в Версальском историческом музее), "Св. Фома Аквинский во время бури на море проповедует о вере в милосердие Божье" (в парижской церкви этого святого), "Последние защитники Миссолунги поджигают мину, от которой они взлетят на воздух", "Сулиотки, готовые броситься вниз со скалы, чтобы не попасть в рабство", "Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок".В 1829 г.

Ш. Совершил поездку в Нидерланды, где изучал старинных живописцев этой страны, особенно Рембрандта, влияние которого отражалось во всем последующем его творчестве. Со времени этой поездки начинается второй период его творчества. И перед тем склонный к романтизму, водворившемуся во французской живописи, он теперь решительно примыкает к его представителям, берет частью из Евангелия, частью из произведений поэтов (Гёте, Шиллера, Байрона, Бюргера, Данте) такие сюжеты, которые представляют для живописца возможность создавать образы и сцены, трогающие душу зрителя глубиной вложенных в них мысли и чувства, причем в отношении техники то подражает Рембрандту, то держится манеры старых итальянцев и родственных им новейших немецких живописцев.

К числу картин Ш., исполненных в этом роде, принадлежат. "Христос-Утешитель". "Христос Раздаватель наград". "Христос среди детей". "Ленора", из баллады Бюргера (у г-на Ротшильда в Париже). "Гяур", по Байрону. Сцены из Фауста Гёте. "Фауст в своем рабочем кабинете", "Первая встреча Фауста с Гретхен", "Гретхен за самопрялкой", "Гретхен, любующаяся подарками Фауста", "Гретхен в церкви", "Видение Фауста" и др. "Медора", из "Корсара" Байрона. "Граф Эбергард Плаксивый", по Шиллеру. "Миньона, тоскующая о родине" и "Миньона, несущаяся помыслом к небу" по Гёте. "Встреча Данте и Вергилия с тенями Франчески и Паоло в аду", из "Божественной комедии", "Данте и Беатриче" оттуда же, "Блаженный Августин и его мать, Моника", также оттуда, и т.

Д.В третьем, последнем периоде деятельности Ш. (с 1846 г.) его занимали преимущественно религиозные сюжеты, но, воспроизводя их, он заботился не столько о соблюдении согласия своих композиций с историей или преданием, сколько о том, чтобы эти композиции порождали в зрителе те или другие нравственные идеи. Это направление Ш. Выразилось в картинах. "Иаков и Рахиль", "Руфь и Ноемия", "Ангел ведет пастырей к яслям Младенца-Спасителя", "Три волхва", "Христос в пустыне, искушаемый дьяволом", "Христос в Гефсиманском саду", "Плач Христа об Иерусалиме", "Mater dolorosa", "Мироносицы, идущие от гроба Господня", "Возвращение блудного сына в родительский дом" и некоторые др. К позднейшим произведениям Ш. Принадлежат также три аллегорические картины.

"Добродетель и порок, или Любовь небесная и земная", "Междоусобие" (иначе "Второе декабря") и "Стоны земли, превращающиеся в надежды и счастье". Для Версальского исторического музея Ш., кроме вышеозначенной "Находки трупа Гастона де Фуа", написал в разное время "Тольбиакскую битву, выигранную Кловисом в 496 г.", "Объявление Карлом Великим его первых капитулярий в собрании франков", "Изъявление Витикиндом и саксами покорности Карлу Великому", "Въезд Филиппа-Августа в Париж", "Людовик Святой, передающий управление государством королеве", "Въезд Людовика XII в Геную", "Встреча Людовиком-Филиппом 1-го гусарского полка у заставы Трона, 4-го августа 1830 г.". В том же музее находится несколько портретов работы Ш., который был вообще превосходным портретистом.Сентиментальный, мечтательный, иногда болезненно-плаксивый характер исторических и жанровых произведений этого художника сколь нельзя более соответствовал духу его времени.

Этим обстоятельством, вместе с бесспорным мастерством его техники объясняется слава, какой он пользовался при жизни и довольно долго после своей смерти. Но прошли года, стремления и эстетические воззрения общества изменились, и некогда знаменитый художник сведен теперь со своего прежнего, не в меру высокого пьедестала.Ср. Th. Passa, "Ary Scheffer, é tudes sur sa vie et ses oeuvres" (Париж, 1859). Ch. Lenormant, "Ary Sch." (Париж, 1859). Mrs Grote, "A memoir of the life of Ary Sch." (2 изд., Лондон, 1860). Hofstede de Groot, "Ary Sch., ein Charakterbild" (Лейпциг, 1871). А. С—в..

Значения в других словарях
Шеффер Александр Александрович

(1831—1897) — врач, по окончании курса на медицинском факультете московского университета (1854) отправился для усовершенствования за границу. За диссертацию "О действии серной кислоты на белковые вещества" (Москва) удостоен степени доктора медицины и назначен профессором по кафедре общей терапии и фармакологии в университет св. Владимира, затем — по кафедре медицинской химии и физики в том же университете. Ему принадлежит несколько монографий, а также ряд статей специального характера, напечата..

Шеффер Анри

(Scheffer, 1798—1861) — французский живописец, брат знаменитого Ари Ш., подобно ему образовался под руководством П. Герена и работал в духе брата, значительно уступая ему в мастерстве. Рисунок у него не совсем верен, колорит нередко холоден, исполнение вообще неровно, тем не менее его произведения — исторически-жанровые и чисто бытовые картины — не лишены достоинств. Лучшие из них — "Битва при Мон-Касселе" (находится в Версальском историческом музее), "Арест Шарлотты Корде у трупа убитого ею Мар..

Шеффер Валериан Александрович

(1864—1900) — филолог, сын профессора Александра Александровича Ш. Окончил курс в киевском университете по историко-филологическому факультету. Три года провел за границей, усердно работая в разных областях классической филологии, особенно под руководством профессора Роберта. В 1889 г. За диссертацию "Deli insulae rebus" ("Berliner Studien f ür classische Philologie und Archä ologie", т. IX) получил степень магистра древне-классической философии и начал читать лекции по древним языкам, в звании ..

Шеффер Вильгельм Фридрих

(Schä ffer) — немецкий евангелический богослов (1750—1831). Напечатал. "Ueber Katholicismus, Vernunftreligion und vern ünftiges Christentum" (1788—89). "Versuch den Streit über Katholicismus und Proselytenmacherei beizulegen" (1789—90). "Inconsequenzen und auffallende Widersprüche in der Kantischen Philosophie, besonders in der Kritik der reinen Vernunft" (1792). "Ueber Fichte's Appellation an das Publikum, die ihm beigemessenen atheistischen Grundsätze betreffend" (1799). "Apologie des Eides" (..

Дополнительный поиск Шеффер Ари Шеффер Ари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шеффер Ари" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шеффер Ари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 10 символа