Шпир, Африкан Александрович

94

Или Спир — замечательный русский философ. Род. 15 ноября 1837 г. Близ Елизаветграда Херсонской губернии. Его отец был широко образованным врачом, выпустившим в свет оригинальное сочинение. "О достоверности в медицине" (тотчас же конфискованное цензурой). Мать его (славяно-греческого происхождения) была воспитательницей сына в раннем его детстве и своей мягкостью и гуманностью оказала на него самое благотворное влияние. Можно сказать, наперекор теории Шопенгауэра, что Ш. Унаследовал умственные дарования от отца, а характер — от матери. Уже в раннем детстве мальчик обнаружил недюжинные способности. Восьми лет он был отдан в пансион в Одессе, а затем в одесский Ришельевский лицей. Здесь вскоре (лет с 13) обнаружилась необыкновенная религиозность мальчика, которой раньше в нем не замечали.

Он стал строго исполнять церковные обряды и выражал, к ужасу матери, намерение поступить в монахи. Мать перевела его в пансион, подготавливавший к юнкерской школе. Здесь он постепенно освободился от стремлений к мистике и аскетизму. В 1854 г. Шпир был гардемарином и участвовал в защите Севастополя, но, по настоянию Корнилова, был, за молодостью лет, с несколькими товарищами, отправлен обратно в Николаев ("Им не воевать, а учиться нужно", — сказал Корнилов). После смерти матери Ш., в 1856 г., вышел в отставку, поселился в деревне и стал изучать философию. За два года до 19 февраля Ш. Освободил своих крестьян, снабдил их отличной землей (по 6 десятин на ревизскую душу), дал им денег и материал на постройку изб и 3 года платил за них денежные повинности.

В 1862 г. Ш. Предпринял заграничное путешествие. В Гейдельберге он слушал лекции Гельмгольца и изучал ботанику у Гофмейстера. В 1867 г. Ш. Поселился в Лейпциге, где и вышел его первый труд, переработанный и переизданный в 1869 г. "Поиски достоверного в области познания действительного". Как Соловьевский "Кризис западной философии" (1875), эта книга была направлена против материализма и позитивизма, и в эпоху господства этих направлений пришлась "не ко двору". На нее не обратили надлежащего внимания. В 1872 г. Ш. Переселился в Штутгарт. Со следующего года начинают появляться работы Ш. Наиболее зрелые и самостоятельные, вошедшие впоследствии в состав полного собрания его сочинений, из которых самое капитальное — "Denken und Wirklichkeit".

С 1878 г. Ш. Жил в Швейцарии. Умер в 1890 г. С мужеством и спокойствием, достойным истинного философа. "Не знаю, отчего люди так боятся смерти, — говорил он за несколько дней до смерти, — отрадно умереть, исполнив свой долг в этом мире".Философское учение Ш. Философская система Ш. Изложена в полном виде в книге "Denken und Wirklichkeit". На русском языке есть популярный очерк его философии, сделанный им самим. Во внешнем мире все перемены объяснимы, как движения некоторых в своей сущности неизменных частиц. Так учит естествознание, но оно бессильно вывести из законов движения человеческое сознание, психическую жизнь. В самой психической жизни есть нечто, не выводимое из законов природы. Это — различие в человеке природного и морального.

Оно заключается в антитезе того, что есть, тому, что должно быть. Область физическая касается того, что есть, область моральная — того, что должно быть. Эта антитеза очевидна уже из того факта, что человек судит. Конечно, человек нередко ошибается в своих суждениях, но самые ложные суждения указывают на существование истинных и на существование норм для различения первых и последних. Существуют нормы для познания — логические, по которым мы отличаем ложь и заблуждение от истины, как нечто не долженствующее существовать, и нормы для поведения — моральные, осуждающие зло и несправедливость, как не долженствующие существовать. Наивысшей нормой в области познания служит закон тожества. Вся природа представляет собой аномалию, систематически организованный обман, ибо в ней ни один объект не тождествен абсолютно самому себе, но являет иллюзорную множественность и изменяемость.

Только то, что абсолютно просто, несложно, составляет нормальную природу вещей. "Все сложное пусто и тленно" — говорил совершенно справедливо уже Будда. Однако, несомненно, что внешний мир систематически вводит нас в обман своей телесностью, как чем-то существующим самостоятельно, в том виде, в каком он нам представляется. Точно так же в природе нет нравственности. Идеи добра и зла суть нечто столь же априорное, как антитеза истины и лжи, ибо она составляет основу наших моральных суждений. Отсюда следует, что существует нечто безусловно доброе и истинное, составляющее нормальную природу вещей или Бога. Система Ш., изобилующая глубокими и оригинальными мыслями, носит несомненное влияние элеатской философии и гербартианства (учение о законах мышления, как нормах, взгляд на идеальность изменений и т.

Д.). К особенно важным сторонам учения Ш. Следует отнести новую двоякую формулировку закона противоречия. Утверждение и отрицание одного и того же не могут быть верны в одно и то же время (принцип прямого противоречия) и два различных утверждения об одном и том же и в одном и том же отношении (как A — шар и A — куб) не могут быть истинны в одно и то же время (принцип косвенного противоречия). Это — важное разграничение, из новых логиков отчетливо выраженное лишь у Шуберта-Зольдерна (в его "Grundlagen einer Erkenntnisstheorie", 1884). Другое замечательное открытие Ш. Заключается в указании на то, что распространение закона сохранения энергии на живые организмы логически необходимо приводит к отрицанию объективных признаков одушевленности.

Другими словами, признание механической предопределенности всех движений человека дает право рассматривать (с методологической точки зрения) все его поступки, как протекающие в силу физиологических процессов, без участия сознания. Фр. А. Ланге один из первых провозгласил распространение закона сохранения энергии на живые организмы, а Ш. Первый сделал отсюда вывод относительно объективных признаков одушевленности, а именно, что этот факт открывает поле сомнениям в реальности чужого сознания помимо нашего собственного, хотя сам Ш. И не разделял этих сомнений. На эту заслугу Ш. Указал Лаас в книге. " Kant's Analogieen der Erfahrung", где он ссылается на "Empirie und Philosophie" Шпира. Ш. Является предшественником идей Рихарда Авенариуса, Шуберта-Зольдерна и Александра Введенского по этому вопросу.Сочинения Ш.

"Denken und Wirklichkeit" (Штутгарт, 3-е изд. Прекрасный французский перевод профессора лилльского университета Penjon. "Pensée et réalité", 1896, в "Travaux et mémoires des Facultés de Lille"). "Moralität und Religion, Recht und Unrecht" (3-е изд.). "Philosophische Essays". "Forschung nach der Gewissheit der Erkenntniss der Wirklichkeit". "Vier Grundfragen". "Ueber Religion", "Joh.-Gottl. Fichte nach seinen Briefen". "Erörterung einer philosophischen Grundeinsicht". "Ueber Idealismus und Pessimismus". "Andeutungen zu einen widerspruchlosen Denken". "Sinn und Folgen der modernen Geistesströmung". "Esquisses de philosophie critique" (русский перевод г-жи Бракер, с обстоятельной биографией Ш. "Очерки критической философии", 1901).

"Nouvelles Esquisses de philosophie critique" — к этой книге, печатавшейся первоначально в "Revue de Métaphysique et de Morale" (1898), приложена биография Ш., составленная его дочерью. О Ш. Писали. Lipps, в "Philosoph. Monatshefte" (т. XIV). Fr. Jodl в "Zeitschr. F. Philosophie und Philos. Kritik" (1885) и в "Philos. Monatshefte" (1891). Spitzer, "Darstellung und Kritik der Moralphilosophie Spir's" (1896). Humanus, "A. Spir, ein Philosoph der Neuzeit". Theodor Lessing, книга о личности и философии Ш. (печатается). Renouvier, в "La critique philosophique" (1878, 1889). Penjon, "Esquisse d'une réforme en philosophie" (1895). Max Müller, "Nineteenth Century" (1895).И. Лапшин..

Значения в других словарях
Шпир Африкан Александрович

Или Спир — замечательный русский философ. Род. 15 ноября 1837 г. Близ Елизаветграда Херсонской губернии. Его отец был широко образованным врачом, выпустившим в свет оригинальное сочинение. "О достоверности в медицине" (тотчас же конфискованное цензурой). Мать его (славяно-греческого происхождения) была воспитательницей сына в раннем его детстве и своей мягкостью и гуманностью оказала на него самое благотворное влияние. Можно сказать, наперекор теории Шопенгауэра, что Ш. Унаследовал умственные да..

Шпир, Александр

Переводчик. Напечатал. "Начальные основания опытной физики" (сочинение Иог. Майера, СПб., 1810). "О прививании коровьей оспы, опытами и точными происшествиями утвержденное средство в пользу страждущего человечества" (с немецкого, М., 1801). "Краткое сочинение о простудных горячках, простом и кровавом поносе, болезнях, между солдатами наипаче свирепствующих" (сочинение Густава Орреуса, СПб., 1808).. ..

Шпирон

То же, что и таран. См. Судостроение, Корабль.. ..

Шписс Адольф

(Spiess) — основатель новейшей школьной гимнастики (1810—1858). Был учителем гимнастики в Базеле и Дармштадте. Его труды. "Die Lehre der Turnkunst" (Базель, 1840—46. 2-ое изд., 1867—85). "Gedanken ü ber die Einordnung des Turnwesens in das Ganze der Volkserziehung" (Базель, 1842). "Turnbuch f ür Schulen " (2-oe изд., 1880—89) и др.. ..

Дополнительный поиск Шпир, Африкан Александрович Шпир, Африкан Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шпир, Африкан Александрович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпир, Африкан Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 27 символа