Штирнер

78

I(Макс Stirner) — псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта (Schmidt, 1806—1856). Болезнь и нужда заставили его пробыть в университете, с перерывами, 8 лет. В Берлине он слушал Гегеля, который оставил на нем неизгладимый след. Был преподавателем в разных берлинских учебных заведениях. Лично и по убеждениям близкий сперва к левым гегельянцам (Бруно Бауэр, А. Ругэ, К. Маркс, Фейербах), с которыми он принадлежал к кружку Гиппеля (так называемому по имени ресторана, где он собирался), Ш., однако, пошел в своем развитии по совершенно своеобразной дороге. Первые его статьи в редактируемой К. Марксом "Rheinische Zeitung" и в "Leipziger Allgemeine Zeitung" не имели большого значения. Женитьба доставила ему небольшие средства и дала возможность оставить преподавание и посвятить себя исключительно философскому труду.

В 1845 г. Появилась его книга "Der Einzige und sein Eigentum" (Лейпциг), сразу обратившая на себя внимание и вызвавшая оживленную полемику. Молодой философ Куно Фишер дал ей резкую оценку в брошюре "Die modernen Sophisten". Резко отнесся к ней и Фейербах. Из социалистического лагеря она подверглась отрицательной оценке со стороны Гесса. Сочувственный отзыв она встретила в статье Тальяндье в "Revue des deux Mondes". "De la crise actuelle de la Philosophie Hegélienne. Les partis extrêmes en Allemagne". Скоро книга была совершенно забыта, а вместе с ней и ее автор. В революции 1848 г. Ш. Не принял ни малейшего участия и вообще как-то сошел со сцены. В литературе после 1847 г. Он долго не появлялся. В 1847 г. Он развелся с женой и с тех пор испытывал тяжелую нужду, пробиваясь то попытками основать молочную торговлю, то комиссионерством и т.

П. Несколько раз сидел в тюрьме за долги. В 1852 г. Вышел его труд "Geschichte der Reaction" (Берлин), первый том которого, "Die Vorläufer der Reaction", посвящен реакции после великой революции, второй том, "Die moderne Reaction", — реакции в 1848 г. Труд этот был в значительной степени компилятивным, представлял мало оригинального и прошел совершенно бесследно. Этими двумя книгами, да еще немногими мелкими статьями, в том числе несколькими ответами на критики его первого труда, ограничивается самостоятельная литературная деятельность Ш. Мелкие статьи его собрал и издал J. H. Mackay ("M. S'.s Kleinere Schriften aus den Jahren 1842—47", Берлин, 1898). Смерть Ш. Осталась незамеченной.Только в 1866 г. И. Е. Эрдман посвятил Ш.

Страницу в своей "Gesch. Der Philosophie", и тогда же остановился на нем А. Ф. Ланге в "Истории материализма". Через два года о нем обстоятельно заговорил Гартман в "Философии бессознательного" и теперь его не обходит ни одна история философии XIX века. В особенности значение Ш. Выросло после того, как философия Ницше приобрела широкое распространение. В Ш. Нашли одного из предшественников Ницше, во многом с ним сходного, хотя вряд ли Ш. Имел прямое влияние на Ницше. Возможно даже, что Ницше вовсе его не читал. 2-е изд. Главной книги Ш. Появилось в 1882 г. В 1891 г. Она перепечатана в Reclam's "Universalbibliothek". Сам Ш. Называет свою систему философией чистого эгоизма, причем слово "эгоизм" нужно понимать не в этическом только смысле, а в смысле общефилософском).

"Эгоист, — по определению Ш., — тот, кто ищет ценность вещей в своем "я", не находя самостоятельной или абсолютной ценности". Таким образом философия Ш. Есть философия чистого субъективизма или индивидуализма и Ш. — последовательный солипсист. Он расширяет положение Фихте, что "я есть все" (Ich ist alles) в положение "я есмь все" (Ich bin alles). Абсолютное "я" Фихте превращается у него в индивидуальное и отождествляется с эмпирической личностью, которая таким образом получает значение единственной и абсолютной реальности. Исходя из личности, как центра мироздания, Ш. Совершенно логично доходит до отрицания понятия о долге, об обязанности и т. Д. Мое дело, говорит он, не должно быть ни добрым, ни злым делом, ни божьим, ни человеческим, ибо добро, зло, Бог, человечество — все это мои субъективные понятия.

"кроме меня, для меня нет ничего". Я люблю, я ненавижу не потому, что любовь и ненависть — мой долг, а потому, что они черты моей натуры. Любя, я только проявляю самого себя. "Так как мне тягостно видеть складку грусти на любимом лице, то я ради самого себя стараюсь изгладить ее поцелуем. Любовь не есть долг, но есть мое достояние (mein Eigenthum). Я люблю людей, но люблю их с полным сознанием моего эгоизма, люблю потому, что любовь доставляет мне счастье...Только в качестве одного из моих чувств я культивирую любовь, но я отвергаю ее, когда она представляется мне в качестве верховной силы, которой я обязан подчиняться, в качестве нравственного долга". Развивая эту идею в применении к обществу и государству, Ш.

Естественно приходит к отрицанию этих последних как явлений, имеющих самостоятельную ценность, и видит в них исключительно орудие интересов отдельных человеческих личностей. Право человека преследовать свои интересы безгранично. Таким образом, полное отрицание какой бы то ни было нравственности и совершенная анархия — вот главные черты учения Ш. Но анархизм бывает двух родов. Анархизм, вытекающий из стремления человеческой личности к возможно большей свободе, и анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека. Анархизм Ш. В значительной степени сближается с анархизмом первого вида. Это анархизм сильной и властной личности, а не личности униженной и угнетенной.Лучшую и до сих пор единственную биографию Ш.

По ничтожным отрывкам из метрических, полицейских и т. П. Книг, из весьма немногих уцелевших писем Ш., из столь же отрывочных воспоминаний немногих оставшихся в живых его знакомых, и по сочинениям самого Ш. Написал горячий поклонник Ш., анархист John Henry Mackay. "M. St. Sein Leben und sein Werk" (Берлин, 1898). См. Еще Ed. Hartmann, "Ethische Studien" (Лейпциг, 1898). M. Kronenberg, "Moderne Philosophen" (Мюнхен, 1899). J. С. Kreibig, "Geschichte des ethischen Skepticismus" (Вена, 1896), Schellwein, "Max St. Und Fr. Nietzsche" (Лейпциг, 1892). В. Саводник, "Ницшеанец 1840-х годов. М. Шт. И его философия эгоизма" (М., 1902).В. В—в.II(дополнение к статье)(Stirner) — псевдоним немецкого писателя Каспара Шмидта. Его книга "Der Einzige und sein Eigentum" вышла по-русски, под заглавием "Единственный и его собственность" (в приложении.

Дж. Г. Макай, "М. Ш., его жизнь и творчество", Библ. "Светоч", изд. С. Венгерова, СПб., 1907). См. А. Г., "Жизнь Ш." в "Русском Бог." 1907 г., VII..

Значения в других словарях
Штирийские Нижние Альпы

(Steirische Niederalpen) — см. Альпы.. ..

Штирия

(нем. Steiermark, словинск. Štajersko, хорватск. Štajer, чешск. Štyrsko, лат. Styria, в русских летописях — Штирская земля) — герцогство и австрийская коронная земля, лежит между 45°49'48" и 47°49'42" северной широты и между 31°13'38" и 34°40'52" восточной долготы и граничит на севере — с Верхней и Нижней Австрией, на востоке — с Венгрией, на юго-востоке — с Хорватией, на юге — с Крайной и на западе — с Каринтией (Корутанией) и Зальцбургом. 22428 кв. Км (407,34 кв. Миль). Страна распадается на 3..

Штирнер (дополнение к статье)

(Макс Stirner) — псевдоним немецкого писателя Каспара Шмидта. Его книга "Der Einzige und sein Eigentum" вышла по-русски, под заглавием "Единственный и его собственность" (в приложении. Дж. Г. Макай, "М. Ш., его жизнь и творчество", Библ. "Светоч", изд. С. Венгерова, СПб., 1907). См. А. Г., "Жизнь Ш." в "Русском Бог." 1907 г., VII.. ..

Штитный

(Фома, Tomaš Štitný ze Štitného, приблизительно 1325—1410 гг.) — старочешский писатель-популяризатор, философ и моралист. Представитель старинной чешской дворянской фамилии, Ш. Одним из первых обратился к народу на языке народа. Став одним из первых питомцев основанного в 1348 г. Пражского университета и слушая там лекции по философии, богословию и каноническому праву, Ш. Увлекался "огненными словами" тогдашних проповедников. На него влияли и речи Войтеха Ранка и Яна Милича. Он стал пламенным пр..

Дополнительный поиск Штирнер Штирнер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Штирнер" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штирнер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа