Щепкин Михаил Семенович

121

Знаменитый артист, сын дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика. Родился 6 ноября 1788 г. В с. Красном Курской губ., Обоянского уезда. Ему было семь лет, когда на домашнем театре своего барина он увидел впервые оперу "Новое семейство" и так поразился зрелищем, что с этого времени стал бредить сценой. Отданный в народное училище в г. Судже, он как-то сыграл роль слуги Розмарина в комедии Сумарокова "Вздорщица", и это окончательно поразило воображение впечатлительного и способного ребенка. Продолжая затем ученье в Белгороде и живя у местного священника, обучавшего его Закону Божию и латинскому языку, он 13-ти лет от роду поступил в 3 кл. Губернского училища в Курске и скоро переведен был в 4-й (последний) класс.

Превосходно занимаясь, он много читал, руководимый И. Ф. Богдановичем, автором "Душеньки", который встречал его в доме гр. Волкенштейна. Страсть к театру поддерживалась в Щ. Братьями Барсовыми, антрепренерами Курского частного театра, где он приобрел некоторые познания в сценическом искусстве и был допущен в 1803 г. К исполнению роли в пьесе Княжнина "Несчастье от кареты". Определенный по воле помещика помощником землемера, межевавшего земли гр. Волкенштейна, Щ. 16-ти лет блестяще выдержал выпускной экзамен и по приказанию помещика произнес приветственную речь попечителю Харьковского унив., приезжавшему открывать гимназиию, преобразованную из Курского губернского учил. За превосходное исполнение поручения помещик "позволил Щ.

Заниматься, чем хочет". Щ. Тотчас поступил к Барсовым и в 1805 г. Сыграл роль почтаря Андрея в драме "Зоя", не без успеха. Лет около двадцати вел он кочевую жизнь, пока, наконец, не был принят в 1823 г. На казенную сцену, в московскую труппу, на амплуа первых комиков. Перед этим он играл с громадным успехом в Полтаве, где при содействии князя Репнина и при его денежной помощи выкупился из крепостной зависимости. Он уже поражал своей игрой, совершенно случайно подслушав у себя тот правдивый тон, который стал основой игры великого артиста. Ф.Ф. Кокошкин, директор московского театра, ввел Щ. В круг писателей и профессоров университета, которые, по собственным словам артиста, "научили его мыслить и глубоко понимать русское искусство".

В 1825 г. Щ. Дебютировал в СПб., где также изумлял своей игрой и сделался общим любимцем, перезнакомясь со всеми литературными корифеями. Пушкин относился к нему с глубоким уважением и убедил его вести "Записки". Самым блестящим периодом сценической деятельности Щ. Был промежуток времени с 1825 по 1855 г., когда, по выражению Погодина, он являлся "достойным помощником, дополнителем и истолкователем великих мастеров сцены, от Шекспира и Мольера до наших отечественных писателей — Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя, Шаховского, Загоскина и Островского". У Щ. Был высокий, неподражаемый комический талант в соединении с юмором и поразительной веселостью, ему одному свойственными. Игра его, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себе бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей.

Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной. "Щ. — художник. Для него изучить роль не значит один раз приготовиться для нее, а потом повторять себя в ней. Для него каждое новое представление есть новое изучение". Щ. Был крайне самобытен и своеобразен в передаче самых трудных характеров, придавая им колорит блестящий, яркий, поражая естественностью и непринужденностью игры. Его гениальному исполнению равно были доступны и иноземные характеры и типы, и чисто русские, со всеми оттенками национальности, со всеми чертами страны или века, в которых эти характеры и типы существуют. Многие мольеровские типы Щ. Передавал так, что сами французы нередко могли бы нам позавидовать. Никто не играл стариков Мольера лучше Щ.

С неподражаемым талантом воссоздавал он малорусские типы и часто знакомил публику с Украйной и ее нравами нагляднее, чем история и поэзия. Евреи, начиная от Шекспировского Шейлока и кончая нашими корчмарями в Белоруссии, ни на одной сцене не передавались с такой верностью, как в исполнении Щ. Видевшие знаменитого Тальму на парижской сцене, а Щ. В Москве исполнявшими одну и ту же роль в пьесе Казимира Делавиня "Урок старикам", — не знали, кому из этих артистов отдать преимущество. Исполнение ролей Фамусова и Гоголевского Сквозника-Дмухановского было истинным торжеством таланта Щ. Последней роли, по свидетельству многих очевидцев, великий артист придавал, так сказать, родовые черты провинциала. Смотря на него в этой роли, можно было подумать, что не артист исполнял роль, написанную Гоголем, а творец "Ревизора" написал своего городничего с исполнителя.

Несмотря на свой могучий талант, Щ. Работал над развитием его с необычайной энергией, не доверяя своему вдохновению, и нередко пересоздавал роль, отыскивая в типе и характере черты, не замеченные им ранее. Служба несколько тяготила его, в особенности, когда он уподоблялся поденщику и должен был нести на своих плечах крайне плохой репертуар. Его возмущало и отношение публики к такому репертуару. "Мне бы легче было, — писал Щ. Сыну, — если б меня иногда ошикали, даже это порадовало бы меня за будущий русский театр. И видел бы, что публика умнеет, что ей одной фамилии недостаточно, а нужно дело". Так честно смотрел он на искусство, которое не любил, а обожал. "Жить для Щ., — говорит С. Т. Аксаков, — значило играть на театре.

Играть — значило жить". Театр был для него утешением в горе и даже целебным средством. Многие были свидетелями, как артист выходил на сцену совершенно больной и сходил с нее здоровым. Как удивительный, почти идеальный образец, Щ. Имел самое благотворное влияние на московскую труппу. Благодаря ему она достигла совершенства в свои блестящие дни. Помимо своей игры, Щ. Услаждал москвичей мастерским чтением гоголевских произведений на литературных вечерах, которые устраивал с 1843 г. Человек с гибким умом, пылким воображением, необыкновенно добрый, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской, он интересовал весь цвет интеллигенции того времени. Его дружбой дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский, Кудрявцев.

В 1855 г. Было с большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения русской сцене. В 1863 г. По совету врачей он уехал на южный берег Крыма и скончался 11 августа в Ялте. "Записки и письма Щ." изд. В Москва в 1864 г.П. Быков..

Значения в других словарях
Щепкин Евгений Николаевич

Историк, внук артиста Мих. Сем. Щепкина, род. В 1860 г. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского унив. В качестве приват-доцента Московского унив. Был командирован за границу, где работал в архивах Копенгагена и Вены. В 1897 г. Назначен профессором Нежинского института кн. Безбородки. С 1898 г. Состоит профессором по кафедре всеобщей истории в Новороссийском унив., читая с осени 1903 г. Лекции и на женских педагогических курсах. В 1902 г. Принимал участие в высочайше..

Щепкин Митрофан Павлович

Публицист и общественный деятель, сын математика (см. П. С. Щепкин). Род. В 1832 г. Образование получил в Московском унив. По историко-филологическому факультету. Известен как выдающийся деятель московского городского общественного управления, в котором принимал участие в течение 30 лет, всегда являясь горячим защитником интересов самоуправления и знатоком городского хозяйства. Последнему посвящена большая часть его печатных трудов. Выйдя из состава московской думы перед введением нового городов..

Щепкин Николай Михайлович

(1820—86) — издатель и общественный деятель, сын М. С. Щепкина. Окончил курс на естествен. Отделении Московского ун-та. Прослужив несколько лет в драгунском полку, в 1847 г. Уехал в Берлин, где слушал университетские лекции по химии и сельскому хозяйству. Состоял гласным московской думы и московского губернского земского собрания, почетным мировым судьей и директором Московского городского кредитного общества. Издал (большею частью вместе с Солдатенковым) стихотворения Кольцова, Огарева и Полежа..

Щепкин Николай Павлович

Общественный и госуд. Деятель, сын математика (П. С. Щепкина, см.). Род. В 1825 г. Окончил курс в Московском университете. Служа во время подготовительных работ по освобождению крестьян в государственной канцелярии, он принимал участие в трудах редакционных комиссий, заведуя изданием "Сведений о помещичьих имениях". Участвовал также в комиссии по отмене откупов и введению акцизной системы. По обнародовании положения 19 февраля был мировым посредником в Лихвинском уезде Калужской губ. Принадлежал..

Дополнительный поиск Щепкин Михаил Семенович Щепкин Михаил Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щепкин Михаил Семенович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щепкин Михаил Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 23 символа