Эвакуация больных и раненых

124

Под Э. Разумеют освобождение лечебного заведения или отдельного больничного помещения от больных и перевод их в другое, более соответствующее местопребывание. Э. Имеет особенно важное санитарное значение во время войны, так как удаление больных и раненых с театра войны и его окрестностей обеспечивает функционирующие во время войны лечебные заведения от переполнения больными и предохраняет армию от всех гибельных последствий скученности на тесном пространстве тяжелобольных и раненых. Опыт крупных войн показал, что такая скученность влечет за собой даже в цивилизованных странах развитие злокачественных эпидемий (сыпной тиф, дизентерия, гнилокровие), уносящих в могилу больше жертв, чем неприятельский огонь, и понижает силы и бодрость здоровой части действующей армии.

Для разрежения во время войны больничных заведений придерживаются системы рассеивания, т. Е. Больных и раненых, смотря по состоянию их здоровья, переводят в госпитали и лазареты, более близкие к театру войны, или же отправляют в глубь страны — на родину или во временные госпитали, открываемые в разных городах. Успешность Э. Находится в зависимости от состояния путей сообщения и наличности транспортных средств, так как для достижения главной цели Э. Необходимо непрерывное, совершающееся без замедлений и задержек движение больных и раненых, начиная с перевязочного пункта на самом театре войны до конечного для каждого данного случая пункта Э. В стране обширной, не густонаселенной и бедной путями сообщения (какова, напр., была Россия во время русско-турецкой войны 1877—78 гг.) безграничная система рассеивания, при которой больные и раненые эвакуируются даже в самые отдаленные пункты страны, должна неизбежно повести к задержке и скоплению их в промежуточных пунктах.

В такой стране рассеивание должно ограничиться определенным районом, ближе примыкающим к театру войны. Это было сознано и в русско-турецкую войну. Предполагавшаяся сначала Э. По всей империи была потом ограничена Киевским, Харьковским и Одесским военными округами. Для передвижения больных учреждаются около театра войны и в тылу армии так назыв. Эвакуационные пункты, где происходит распределение больных и раненых по категориям. Легко раненных и больных, — раненых и больных средней силы, — раненных тяжело, но способных ехать в ближайший госпиталь, — безусловно тяжело раненных, — выздоравливающих. Легкораненые оставляются вблизи театра войны при так назыв. Слабосильных командах, которые должны быть заблаговременно и целесообразно организованы.

Поправившиеся раненые могут оттуда вернуться в строй и в свои части. Тяжело больные и раненные должны почти всегда (за исключением очень слабых, умирающих или раненных с повреждением важнейших органов) перевозятся подальше от театра войны. Опыт показывает, что такие больные относительно недурно переносят перемещение, если только в пути не подвергались слишком грубым толчкам и пользовались достаточным уходом и питанием. Во всяком случае, вред, наносимый передвижением, далеко не может сравниться с тем вредом, который проистекает от оставления тяжелораненых в переполненных госпиталях. В Германии в франко-прусскую войну, где придерживались этого принципа Э. Тяжелораненых, смертность среди них была очень незначительна.

Перевозка по грунтовым дорогам сопряжена с наибольшими затруднениями ввиду их обыкновенно плохого состояния. Больные перевозятся по этим дорогам в интендантских или обывательских телегах и подводах или в находящихся при дивизионных госпиталях так назыв. Линейках, легких и тяжелых. Кроме этих обыкновенных, большей частью мало приспособленных для военно-санитарных целей повозок, имеются еще специальные санитарные повозки разных более или менее сложных систем и конструкций. Вообще повозки должны удовлетворять известным механическим и санитарным требованиям. Они должны быть прочны и не слишком тяжелы, снабжены такими рессорами, чтобы раненые не испытывали вертикальных толчков и не страдали от поперечных и продольных колебаний.

Они должны легко поворачиваться и быть так устроены, чтобы раненого можно было поместить в повозку в носилках, на которых он остается лежать, и чтобы его можно было снять с повозки в тех же носилках. В каждой повозке помещается 2—6 человек. В санитарных повозках типа барона Монди носилки подвешены в несколько ярусов, и, кроме того, имеются еще места для сидячих больных. В каждой стране выработаны для устройства повозок специальные санитарные правила, предусматривающие защиту больных и раненых от дождя, солнца и ветра, от чрезмерной тесноты и обеспечивающие удобства помещения больного на повозку и снятия с нее. Ввиду того, что перевозка больных и раненых по грунтовым дорогам очень тягостна для них, важно по возможности часто делать остановки в пути, для чего устраивают по ним этапные и питательные пункты в возможно большем числе и в возможно близких расстояниях один от другого.

Здесь могут принести пользу подвижные и развертывающиеся госпитали. Необходимо также, чтобы циркуляция транспортов по грунтовым дорогам совершалась постоянно и правильно между определенными пунктами. — Э. По железным дорогам производится со второй половины XIX в. В 1857 г. Ларрей устроил транспорт по жел. Дор. Сидячих и лежачих больных из Шалонского лагеря в город. В более широких размерах впервые жел. Дороги были применены для перевозки раненых во время междоусобной войны в Америке в 1861—65 гг. В германско-франц. Войну жел. Дороги в деле Э. Сослужили громадную службу. Германия располагала 36-ю специально приспособленными для этой цели поездами, предоставленными в распоряжение военного ведомства государством и частными обществами.

Все эти поезда в общей сложности эвакуировали до 40000 больных и раненых. Для того, чтобы Э. По рельсовым путям совершалась во время войны достаточно быстро, правильно и планомерно, во всех государствах выработаны особые положения, согласно которым уже в мирное время предусматриваются все подробности транспортного дела по жел. Дор. И определяются порядок и способы пользования санитарными поездами. Кроме специальных санитарных поездов, во время войны для перевозки больных и раненых приспособляются обычные пассажирские и даже товарные поезда. В Германии по правилам 1887 г. Поезда, в которых производится Э., делятся на поезда санитарные и для больных. Первые, в свою очередь, делятся на лазаретные и вспомогательные.

Лазаретные поезда представляют собой собственно движущиеся госпитали со всеми необходимыми лечебными принадлежностями и постоянным врачебным персоналом. В состав каждого лазаретного поезда входит 30 вагонов для больных и 11 вагонов для врачебного (главный врач, младший врач и низшая прислуга) и хозяйственного персоналов и разных служб. Вагоны эти — обыкновенные вагоны 4-го класса, приспособленные для перевозки больных еще в мирное время. Вспомогательные санитарные поезда формируются в случае надобности из имеющегося наготове железнодорожного состава, снабженного необходимыми для больных помещениями. "Поезда для больных" служат для перевозки более легких больных и раненных в сидячем положении на недалеких расстояниях и формируются из обыкновенных пассажирских и даже товарных вагонов.

Приблизительно такие же правила существуют в военно-санитарных положениях Австро-Венгрии, Франции и других европ. Стран. При составлении и снабжении санитарного поезда должно быть обращено внимание на порядок расположения вагонов различного назначения, на место и форму входного отверстия, на целесообразное устройство постелей, на кухню и хранение продовольственных запасов, вентиляцию, отопление, дезинфекцию. Поезд должен обязательно иметь сквозной ход, чтобы врачебный персонал мог посещать вагоны с больными и ранеными и на ходу поезда. Входное отверстие вагона должно быть достаточной ширины, чтобы не было затруднения при вноске и выноске больных. Дезинфекция вагонов производится обмыванием посредством щеток и тряпок растворами карболовой кислоты, сулемы, известковым молоком, креолином, окуриванием серой и т.

П. Койки для больных в санитарных вагонах имеют большей частью характер носилок, чтобы удобнее было вносить и выносить больных и предупредить по возможности тряску и качку. Для этой цели носилки подвешиваются к потолку и стенам вагона на эластичных ремнях или пружинах. Большей частью носилки расположены в вагоне в 2 яруса. Существуют аппараты и в 3 яруса с более или менее сложными пружинными приспособлениями для умерения колебаний. При приспособлении обыкновенных пассажирских и товарных вагонов под санитарные должны быть приняты все меры для обеспечения обильной вентиляции, путем ли открывания окон и дверей или же посредством особых вагонных труб Ruttan'a, аппаратов Вольперта, Шмидта или же камина Кертинга и др.

Для отопления очень удобны печи Мейдингера, которые могут служить также целям вентиляции. Частые остановки и перегрузки раненых из санитарных поездов в этапные госпитали соединены с неудобствами и даже вредны для больных и хода Э. Поэтому нет такой надобности в учреждении многих и частых этапных госпиталей по линиям железных дорог, как по грунтовым путям. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. Больные и раненые в мобилизационном периоде войны доставлялись с театра войны в Болгарии по грунтовым дорогам в эвакуационный пункт во Фратешти (в Румынии), где начиналась узкоколейная румынская железная дорога. Здесь больные и раненые сортировались и нагружались в вагоны для дальнейшей Э. В лечебные заведения, расположенные в тылу армии, или на родину, или в один из русских госпиталей.

В конечном пункте этой узкоколейной жел. Дороги, Яссах — втором эвакуационном пункте — больные и раненые перегружались на ширококолейную русскую железнодорожную сеть. Вполне организованных санитарных поездов между Фратешти и Яссами циркулировало всего 9 (в составе 30-ти вагонов, из которых 12 приходилось на больных и раненых и рассчитаны были на 300 человек), что было недостаточно при постоянном переполнении эвакуационного пункта во Фратешти больными и ранеными. Недостаток санитарных поездов восполнялся обратными воинскими и товарными, которые были, однако, слишком мало приспособлены для целесообразной транспортировки больных и раненых. Делу много вредило также отсутствие в поездах постоянного врачебного персонала с самостоятельными функциями.

В санитарных вагонах койками служили матрацы, которые клались на эластичные подставки, а также носилки, расположенные в 2 этажа и прикрепленные на упругих кольцах и ремнях. В товарных поездах больные и раненые лежали просто на соломе. Были в ходу так назыв. Пфальцская и прусская системы коек, а из русских приспособлений — системы Городецкого и Завадовского. В последнее время в России введены новые, усовершенствованные типы санитарных вагонов для перевозки заразных и незаразных больных. Выставленный на Всероссийской гигиенической выставке санитарный вагон Екатерининской жел. Дор. Отличается почти роскошной обстановкой (имеется даже возможность производить некоторые хирургические операции) и устройством, позволяющим соблюдать в нем строгую чистоту и асептику.

Обилие резиновых подкладок предохраняет больных и раненых от тряски. Вентиляция обильна, нагревание равномерное. Из обыкновенных вагонов III кл., приспособленных для целей Э., выдавался выставленный на той же выставке Московско-Брестской жел. Дор. Вагон системы инженера Д. А. Кригера, рассчитанный на перевозку 8-ми тяжелораненых. — Э. По водяным путям производилась еще в древности. В более широких размерах она стала применяться во время Наполеоновских войн. Из Сирии и Египта больные морем доставлялись во Францию, из Вены, по Дунаю, в Санкт-Пельтен и Линц, из Кенигсберга — в Эльбинг и далее. После битвы при Ватерлоо раненых отправили вниз по Маасу и вверх по Рейну до Дюссельдорфа и далее. В Крымскую войну Э. Водой раненых занимала довольно видное место среди других способов Э.

Французы отправляли своих раненых во Францию через Константинополь, англичане — сначала в Скутари, а оттуда в Англию. При Э. Водой пользуются парусными судами и пароходами. Так как плавание, особенно по морю и на парусных судах, бывает обыкновенно продолжительно, то необходимо принимать все меры к предупреждению и устранению скученности на судах больных и поставить их в наилучшие гигиенические условия. При отсутствии тесноты, при достаточном количестве коек, удовлетворительном питании, достаточной вентиляции палуб и спокойном море (отсутствие качки) плавание переносится больными и ранеными довольно хорошо. При невнимании же к гигиеническим требованиям суда с ранеными, особенно пароходы, превращаются в очаги болезни и заразы.

Примером могут служить французские больные и раненые, эвакуировавшиеся из Крыма через Константинополь во Францию. Вследствие дурных гигиенических условий на пароходах смертность на них была громадна. Американцы в междоусобную войну 1861—65 гг. Для Э. Больных водой не довольствовались обыкновенными судами, а придумали специальные санитарные суда, на которых транспортирование больных и раненых шло успешно, с очень малыми жертвами. По примеру американцев англичане также построили особые эвакуационные суда, оказавшие им хорошие услуги в Абиссинскую войну. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. Русские тоже довольно широко и не без успеха пользовались водными путями для целей Э. Когда по Сан-Стефанскому договору были заняты русскими прибрежья Черного и Мраморного морей, явилась возможность эвакуировать больных и раненых морем.

В Сан-Стефано был открыт эвакуационный пункт на 300 человек. Общество Красного Креста снарядило и снабдило всем необходимым 13 пароходов. Они были предварительно дезинфицированы, состояли из нескольких палуб вышиной каждая в 8 фт. На каждого больного приходилось боле 200 куб. Фт. Воздуха. Пароходы вентилировались довольно удовлетворительно. На каждом из них находился отряд из одного или двух врачей, сестер милосердия и санитарных солдат. Из Сан-Стефано эвакуировано было до 30000 больных и раненых. Другим водным эвакуационным пунктом был Бургас, откуда больные и раненые направлялись морем в Николаев, Севастополь и Одессу. С апреля 1878 г. Началась также Э. По Дунаю. Она совершалась здесь на 4 больших баржах, на которых были построены госпитальные бараки на 300 человек каждый.

Речная Э. Переносилась больными и ранеными довольно хорошо.Э. Больных и раненых является не только серьезным военно-санитарным вопросом, но представляет большую государственную и общественную важность. Она должна быть строго организована еще в мирное время и проведена по одной стройной системе, приноровленной ко всем условиям, при которых ведется война. Все дело Э. Должно быть сосредоточено в руках одного центрального органа — высшего военно-санитарного учреждения страны. Частные общества (Красный Крест и др.) должны быть подчинены этому главному органу. Деятельность их может выразиться лучше всего в организации летучих санитарных отрядов и подвижных госпиталей на самом театре военных действий. В самом начале войны должны быть учреждены эвакуационные комиссии, как близ театра войны, так и внутри страны, которые заведовали бы делом Э.

Они должны состоять из врачебно-санитарного и военно-административного персоналов (в Германии в войну 1870—71 гг. В состав эвакуационной комиссии входили еще представители от железнодорожных обществ и Красного Креста). Необходимо также учреждение нескольких побочных сортировочных пунктов в различных местах около театра войны, с достаточным числом госпитальных помещений и помещений для слабосильных команд. Все пространство в границах рассеивания больных и раненых должно быть разделено заблаговременно на эвакуационные районы, и каждому из них должна быть предоставлена самостоятельность в размещении у себя больных, при чем должна поддерживаться непрерывная связь между всеми районными и главной эвакуационной комиссиями.

Сортировка больных и раненых на всем пути, начиная с перевязочного пункта на театре войны до крайнего пункта Э., должна производиться при соблюдении общих для всех врачей и раз навсегда определенных военно-санитарных правил. Каждая эвакуационная комиссия должна заботиться о доставлении достаточного числа помещений для транспорта в своем районе и быть осведомленной о числе свободных мест в ближайшем районе. Очень важно располагать достаточным количеством подвижных военно-временных госпиталей ввиду всегда возможного скопления больных. Для этой цели надо заблаговременно изготовить близ театра войны всякие роды помещений — частные дома, переносные бараки, землянки, юрты и палатки (Н. И. Пирогов). Должны быть заранее выработаны способы и виды продовольствия.

В Германии, где во время франко-прусской войны все перечисленные требования были удовлетворены, заранее выработана строгая система Э. И целесообразно организовано транспортное дело, рассеивание больных и раненых было поэтому проведено замечательно успешно. Германские санитарные службы на войне организованы следующим образом. При каждом армейском корпусе имеются три санитарных отряда и 12 полевых лазаретов. Первые находятся в распоряжении дивизионного генерала и дивизионного врача и снабжены транспортными средствами для доставления больных и раненых в ближайшие полевые или этапные лазареты. 12 полевых лазаретов снабжены, кроме кроватей, всем необходимым материалом для помещения в каждом 200 раненых. Для возможно более быстрого освобождения полевых лазаретов имеются резервные лазареты со всеми врачебными приспособлениями и персоналом.

Устроены также постоянные лазареты под названием военных. В тылу армии устраиваются лазареты центральной или местной властью. При всех полевых армейских корпусах с 1854 г. Введены роты носильщиков. В войне 1870—71 гг. Они оказали отличные услуги под именем санитарных отрядов. В сражении при Седане, напр., где урон составлял 8931 чел., действовали на поле битвы 21 санитарный отряд и 12 полевых лазаретов, с 252 штатными врачами, из которых на каждого приходилось 35 раненых. Э. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. Страдала существенными недостатками по многим причинам. Вся санитарная организация носила двойственный характер, так как состояла из двух отделов — медицинского и госпитального, находившихся в заведовании двух независимых друг от друга начальников.

Большая часть санитарных учреждений не состояла ни в какой связи с частями войск и находилась в заведовании не врача. Транспортный материал не был заготовлен заблаговременно в достаточном количестве. Этапное дело по грунтовым дорогам было совершенно оставлено без внимания, вследствие чего больные и раненые прибывали на эвакуационный пункт во Фратешти изнуренными перевозкой. Время прибытия транспортов и отправления поездов из Фратешти не было согласовано, что вело к постоянному переполнению эвакуационного пункта во Фратешти тяжелобольными и тяжелоранеными, повлекшему за собой развитие тифозной эпидемии с большой смертностью как среди больных и раненых, так и среди врачебного персонала. Между тем, на линии железной дороги между Фратешти и Яссами, где особенной нужды в лечебных заведениях не ощущалось, имелись хорошо организованные военно-временные госпитали Красного Креста, как и в Ясско-Кишиневском районе.

Вообще можно сказать, что в русско-турецкую войну все дело Э. Было сосредоточено в руках Красного Креста, при помощи которого было эвакуировано во все внутренние врачебные учреждения России 116296 больных и раненых, с 2696998 продовольственными днями.Литература. Ст. "Больные и раненые и санитарные поезда" в "Реальной энц. Медиц. Наук" Эйленбурга (там же и иностр. Литература). Н. И. Пирогов, "Военно-врачебное дело и частная помощь в 1877—78 гг." (1879). "Красный Крест в Румынии и Сев. Болгарии в 1877—78 гг. Отчет главноуполномоченного П. А. Рихтера". "Красный Крест в тылу действующей армии в 1877—78 гг. Отчет главноуполномоченного Н. С. Абазы". Д-р О. Гейфельдер, "Военно-хирургические наблюдения во время немецко-французской войны 1870—71 гг." (СПб., 1873).

Д-р И. О. Пильц, "По полям битв и лазаретам в 1870 г." (СПб., 1870). Н. Гейнац, "Санитарная комиссия Соед. Шт. Северн. Америки во время междоусобной войны 1861—65 г." (СПб., 1869). Н. И. Пирогов, "Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 г." (СПб., 1871). И. Бертенсон, "Барачные лазареты в военное и мирное время" (СПб., 1871). Д-р К. Ф. Геннер, "Военно-хирургические наблюдения во время франко-германской войны 1870 г." (СПб., 1872). Г. М. Боровков, "Организация санитарной части в армии и транспортировка больных и раненых" ("Воен. Сборн.", 1885). Ю. К. Кехер, "Эвакуация военно-врачебных заведений под Парижем и Плевной в войнах 1870—1871 гг. И 1877—78 гг." ("Военно-санитарное дело",1885, № 16). В. И.

Приселков, "О железных дорогах в военно-санитарном отношении и военно-санитарные поезда во время войны" ("Военно-санит. Дело, 1888, №№ 1—3). Г. П. Родионов, "Эвакуация раненых и больных с театра военных действий вовнутрь страны" ("Военно-санит. Дело", 1888, №№ 26—29).А. Ф..

Значения в других словарях
Эбуроны

(Eburones) — небольшое германское племя в Бельгии, жившее на возвышенной местности по Маасу (на линии между Намюром и Мастрихтом), покрытой болотами и лесами. Когда Цезарь покорял Галлию, Э. Признавали над собою главенство тревиров. В 54 г. До Р. Хр. Их главари Амбиорик и Катуволк истребили 1,5 легиона Цезарева войска, стоявшего в их области на зимних квартирах, и старались возбудить восстание соседних бельгийских племен против римлян. Цезарь наказал их истребительной войной (в 53 г. До Р. Хр.),..

Эв

(тат.) — строение. Дом. Усадьба. Дым. Семья. В последнем значении Э. Часто является единицей распределения и раскладки податей.. ..

Эвальд

(Ewald) — два англосаксонских священника. По цвету волос один известен был под именем "белого", другой под именем "черного". В 625 г. По Р. Хр. Они явились в Вестфалию для проповеди Евангелия саксам и потерпели здесь мученическую смерть. Пипин Геристальский велел прах их похоронить в церкви Куниберта в Кельне. Они почитаются как св. Патроны Вестфалии. Память их 3 октября. Ср. Mertens, "Die heiligen Ewald" (Кельн, 1879).. ..

Эвальд англосаксонские священники

(Ewald) — два англосаксонских священника. По цвету волос один известен был под именем "белого", другой под именем "черного". В 625 г. По Р. Х. Они явились в Вестфалию для проповеди Евангелия саксам и потерпели здесь мученическую смерть. Пипин Геристальский велел прах их похоронить в церкви Куниберта в Кельне. Они почитаются как св. Патроны Вестфалии. Память их 3 октября. Ср. Mertens, "Die heiligen Ewald" (Кельн, 1879).. ..

Дополнительный поиск Эвакуация больных и раненых Эвакуация больных и раненых

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эвакуация больных и раненых" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эвакуация больных и раненых, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 27 символа