Эмпириокритицизм

90

Философское направление, которому положил начало Рихард Авенариус (1843—1896). Оно представляет попытку дать общую теорию опыта без каких-либо гносеологических предпосылок. Э. Не принимает за отправной пункт ни мышление или субъект, ни материю или объект, но опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми. От этой данной отправляются мыслители всех возможных направлений. К каким бы отрицательным выводам ни приходил в конце исследования идеалист или скептик по вопросу, например, о реальности внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях от тех же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не-философ —например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. Принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное" понятие о мире и выражается в следующем постулате.

"Всякий человеческий индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости от окружающего ". Исходя лишь из этого постулата, Э. Исследует методически отношение между данным индивидуумом, средой и другими индивидуумами и их "высказываниями". См. Р. Авенариус, "Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры сил" (1898, перев. Под ред. М. М. Филиппова). "Человеческое понятие о мире" (перев. Под ред. М. М. Филиппова, 1901). Карстаньен, "Введение в критику чистого опыта" (перев. Лесевича, 1898). Карстаньен, "Рихард Авенариус и его общая теория познания Э." (перев.

Шиманского, 1902). Статью проф. Г. П. Челпанова ("Киевские Университ. Известия", 1898, № 10, октябрь). Лесевич, "Философское наследие XIX в." ("Русское Богатство", 1896, № 12). Эрнст Мах, "Популярно-научные очерки" (1901). Его же, "Анализ ощущений" (1904, печатается). Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати). М. М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение", 1900, № 8). Его же, "Психология Авенариуса по неизданным материалам" ("Научн. Обозр.", 1899, №№ 2 и 3). Вундт, "Ueber naiven und kritischen Realismus" ("Phil. Studien", тт. XII и XIII, 1896 —97). Willy, "Der Empiriokritizismus als einzig wissenschaftlicher Standpunct" ("Viertellahrsschrift für Philosophie", т. XVIII, 1894). Petzold, "Einführung in d.

Philos, d. Rein. Erfahrung" ((1903). Hauptmann, "Die Metaphysik in der modernnen Physiologie" (1894). M. Klein, "Die Philosophie der reinen Erfahrung" ("Naturwissenschaftliche Wochenschrift", т. IX, 1894, т. X, 1895, т. XI, 1896). W. Jerusalem, "Die Urtheilsfunction" (1895). Kodis, "Zur Analyse der Apperceptionsbegriffes" (1893). Willy, "Das erkenntuisstheoretische Ich und der natürliche Weltbegriff" (" Viertel jahrsschr. Für W. Philos.", т. XVIII, 1894). Статья Делакруа об Авенариусе (в "Revue de Métaphysique et de Morale", 1898).И. Лапшин..

Значения в других словарях
Эмпирик

(Секст)философ-скептик второго века по Р. Хр. Биографических сведений о нем весьма мало (см. Pappenheim, "Lehensverhältnisse des S. Emp."., Б., 1875, Programm). Из того, что он сам сообщает о себе в своих сочинениях, видно, что он был греком, жил, по всей вероятности, некоторое время в Афинах, потом в Риме. Из сообщений Диогена Лаертийского и Галена видно, что С. Э. Был учеником Геродота из Тарса и, в свою очередь, имел ученика в лице Сатурнина. Прозвище "Эмпирика" дано ему, по всей вероятности,..

Эмпирик Секст

— философ-скептик второго века по Р. Х. Биографических сведений о нем весьма мало (см. Pappenheim, "Lehensverh ä ltnisse des S. Emp."., Б., 1875, Programm). Из того, что он сам сообщает о себе в своих сочинениях, видно, что он был греком, жил, по всей вероятности, некоторое время в Афинах, потом в Риме. Из сообщений Диогена Лаертийского и Галена видно, что С. Э. Был учеником Геродота из Тарса и, в свою очередь, имел ученика в лице Сатурнина. Прозвище "Эмпирика" дано ему, по всей вероятности, пот..

Эмплектит

Медно-висмутовый блеск, минерал ромбической системы. По химическому составу Bi2S4Cu2. Встречается редко.. ..

Эмпорий

(Έμπόριον, emporium), в древности. 1) подать, налагаемая на купцов. 2) складочное место товаров. Центр деятельности первоначально морских торговцев-эмпоров (Гомер), затем вообще крупных коммерсантов, занимавшихся торговлей оптом, в особо устроенных бараках, причем эмпорию противополагается агора (αγορά — рынок), где вели дела мелкие торговцы (χαπηλοι), продававшие с лотка или зазывавшие покупателей в свои палатки. Подобные Э. Обыкновенно были расположены по морскому побережью, но иногда находили..

Дополнительный поиск Эмпириокритицизм Эмпириокритицизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эмпириокритицизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эмпириокритицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 16 символа