Эпанагога
(επαναγωγη τοΰ νόμου) — памятник византийского права, представляющий собой, по господствующему мнению, переработку Прохирона. Он дошел до нас в нескольких рукописях, с присоединенными к тексту схолиями интерпретатора, содержащими множество интересных замечаний об отношении Э. К другим памятникам. Э. Состоит из 40 титулов, содержащих. Введение, с общими учениями о праве и справедливости (1). Постановления об императоре, патриархе и начальствующих лицах (2—7). О должностях и достоинствах церковных (8—11). О свидетелях и документах (12—13). Об обручении и браке (14—17. 21). О приданом и дарениях между обрученными и супругами (18—20). О договорах (22 — 28). О наследовании по завещанию и закону (29—38). Об operis novi nuntiatio (39) и о преступлениях и наказаниях (тит.
40). В схолиях автор отмечает не принятые в Э. Места юстинианова права. Показывает, и в чем именно Э. Не согласна с этим правом. Обнаруживает допущенные в ней интерполяции и отклонения от Прохирона. Дополняет новыми указами. Улучшает и критикует текст сборника. Вопрос о происхождении Э. В связи с другими памятниками (Эклогой и Прохироном) очень спорен. Господствующее мнение приписывает Э. Императорам Македонской династии (Бинер, Цахариэ ф.-Лингенталь, Васильевский). Цахариэ и Геймбах думают, что Э. Была только проектом нового издания Прохирона, составленным при имп. Василии, Льве и Александре, но не опубликованным в качестве закона. Проф. Сокольский в специальной статье, разбирая подробно доводы в защиту этого мнения, доказывает законодательную силу этого памятника.
По его мнению, Э. Не просто второе издание Прохирона, но самостоятельная его переработка, иногда радикально изменяющая его постановления. В ней содержится, между прочим, теоретическое и систематическое изложение учения о византийской государственной и церковной организации, не имеющееся ни в Эклоге, ни в Прохироне. Это учение является последовательным и точным воспроизведением византийских представлений о царской власти. Оно было хорошо известно древней Руси и послужило одним из главных источников для создания того воззрения на царскую власть, которое утвердилось в России к концу XVII в. В этом проф. Сокольский видит особое значение и интерес Э., независимо от её роли, как практического судебного руководства.
Ср. Об Э. Статьи Геймбаха в "Энциклопедии" Эрша и Грубера (т. 86), Васильевского (в "Ж. М. Н. Пр.", CXCIX, 270 сл.) и Сокольского ("О характере и значении Э.", "Византийский Временник", 1,1904).В. Н..
Дополнительный поиск Эпанагога
На нашем сайте Вы найдете значение "Эпанагога" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпанагога, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 9 символа