Эфиопская церковь

65

Церковь в Абиссинском царстве (см. Христианство в Абиссинии). Автокефальностью не пользуется, а составляет епархию коптского патриархата, откуда и посылается для управления ей митрополит ("папас" или "абуна" — "отец наш"), большей частью из коптских монахов. Иногда, кроме него, посылаются и другие епископы, также копты. Будучи иностранцем и не зная языка страны, митрополит только пользуется почетом и рукополагает. Фактическое управление находится в руках "эчегге" — архимандрита дабралибаносской братии. Кроме того, в Аксуме и Лалибале местные духовные главы (набр-эд и мамхер-манбар) пользуются и духовной, и светской властью. Большим влиянием на церковные дела пользуется царь, как помазанник и защитник церкви, к тому же всегда получающий богословское образование.

Как часть коптской церкви, Э. Исповедует монофизитство, распавшееся на несколько толков, с различными оттенками, более или менее близкими к православию. Наиболее умеренны и близки к вселенскому учению — дабралибаносские монахи. Они говорят о трех рождениях Спасителя. Крайние — монахи ордена св. Евстафия,— склоняются к учению, что человечество во Христе поглощено Божеством и что при вознесении Он совлек с себя плоть. Они доходят до докетизма. Это учение или "вера ножа" наиболее распространено в Тигрэ и поддерживается коптским духовенством. Официально символическими книгами считаются "Синодос", нечто вроде кормчей, сборник апостольских и соборных постановлений и различных богословских монофизитских трактатов, и "Вера отцов" — свод большей частью подложных свидетельств в пользу монофизитства, якобы от апостолов до патриарха Христодула (1050—78).

Это — монофизитская богословская summa. Для учебных целей существуют краткие катехизисы на народном (амхарском) языке (так называемое "Слово веры", "Столпы таинств" и т. П.). Богослужебные книги частью заимствованы у коптов, частью — туземного или иного происхождения. У эфиопов 14 литургий, несколько часословов и весьма богатая церковная поэзия, наполняющая целые сборники (гимнологии, антифонарии, собрания записанных экспромтов "кене" и т. П.). Ежедневные службы те же, что у коптов и у нас. Те же (в теории) и семь таинств, совершаемых по коптскому чину. Из праздников, общих с коптами, особенно чтится Воздвижение Креста, в ночь на которое совершается (в столице — в присутствии царя и властей) крестный ход за город, зажжение там костра и освящение новых плодов.

В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду и великое водоосвящение. Обряды Страстной седмицы и Пасхи близки к коптским. Календарь — коптский, туземные лишь названия месяцев, а также дни памяти многочисленных национальных святых. Посты по времени, продолжительности и строгости тождественны с коптскими и близки к православным. Необычайное обилие праздников особенно характерно для Э. Церкви. Со времен царя Зара-Якоба 33 праздника в честь Богородицы, ежемесячные празднования Рождества Христова, Страстей, архангелов, апостолов и т. П. Еженедельно празднуется не один день, как везде, а два — суббота и воскресенье. Почитание субботы, вместе с обрезанием, аксумским ковчегом и династической легендой, не говорит за первоначальное иудействование.

Оно введено только Зара-Якобом (XV в.) после продолжительных смут, поднятых последователями подвижника XIV в. Евстафия, проповедавшего равноправность двух заветов и основавшего особую от прежней монашескую конгрегацию с резко выраженным монофизитским буквоедством и фанатизмом. Монастырей великое множество. Они называются "горами" (dabr) или пустынями (gadam). К дабралибаносскому братству Такла-Хайманота принадлежат, кроме главного в Шоа, еще монастыри на островах озера Цана, Банкуаль и Вальдебекие в лесистой области к северу от озера Цана. Центр евстафиан — Дабра-Марьям в Тигрэ. Кроме него, Бизан на итальянской территории и многие обители Годжама. Знамениты также древнейшие монастыри — Дабра-Дамо в Тигрэ, основанный старейшим из 9 преподобных старцем За-Макаэлем, и св.

Стефана на озере Хайке. В монастырях часто живут вместе и монахи, и монахини. Есть и специально женские монастыри. Особенно много основала их Валатта-Петрос во время гонений от латинствующих в XVII в. Устройство храмов приближается к коптскому и нашему. От древности дошло несколько каменных церквей обычного типа, с алтарем на восток (Аксумский Сионский собор, монолитные церкви в Лалибале). В настоящее время строят большей частью деревянные круглые церкви, с алтарем посередине. Иконы — довольно грубого туземного письма. В настоящее время проникает европейское влияние. Характерна для Э. Церкви видная роль не рукоположенного элемента. Духовенство служащее не управляет. Благочинные (ликакахнаты — архипресвитеры) — лица духовного звания, но не имеющие священного сана.

При церквах состоят многочисленные корпорации начетчиков "дабтара", не имеющих священного сана, но заведующих религиозным обучением, перепиской книг и церковным пением. Из их среды выходят творцы-импровизаторы витиеватых стихотворных песнопений, в которых догматическая, запутанная до непонятности символика считается достоинством. Старший из дабтара — "алака" — нечто вроде регента хора и даже настоятеля церкви и управителя многочисленных и богатых ее поземельных владений, независимых от светской юрисдикции. Причты служащего духовенства многочисленны. Иногда при одной церкви состоит несколько десятков священников и диаконов. Последними бывают иногда мальчики. Священники должны быть женаты первым браком. Можно сказать, что церковный брак в Абиссинии удержался только для духовенства и царей.

Безусловная нерасторжимость его привела к тому, что миряне большей частью довольствуются гражданским сожитием, переходящим иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия. Последствием является, что к таинству приступают почти только старики и дети. Другое печальное явление в церковной жизни Эфиопии — суеверия. Вера в гадания по звездам, по Псалтири, в магические молитвы, заговоры и заклинания, в чудодейственную силу амулетов и бессмысленных сочетаний звуков, выдаваемых за имена Божии, распространена среди всех классов населения. Сами дабтара эксплуатируют ее, занимаясь торговлей рукописями ложных молитв и заклинаний. Вообще, при известной высоте внешнего благочестия и преданности церкви, в Абиссинии мало заметно стремление к проведению в жизнь нравственных христианских начал и к духовному росту.

Исправное хождение в церковь, ежедневное чтение Псалтири, соблюдение многочисленных праздников и постов признается достаточным для исполнения долга христианина. Высшим подвигом считается паломничество в Иерусалим, где еще с XII в. Существует у гроба Господня абиссинский монастырь, имеющий важное значение для культуры Эфиопии и для ее сношений с христианским миром. Подобное подворье есть в Каире, в квартале Хара-Завила, а с XV в. — и в Риме (св. Стефана в Ватикане). Последнее основано для принявших унию с Римом и служило целям пропаганды, бывшей особенно интенсивной и успешной в XVI—XVII вв., когда открытия португальцев и их помощь Абиссинии в борьбе с исламом сделали сношения с Западной Европой оживленными.

Папа Павел III поставил в Эфиопию патриархом Бермудеца. Юлий III посылал туда иезуитов и патриарха Баррето. При царе Сисиннии (1607—32) дело дошло до официального обращения государства в папизм (патриарх Альфонс), но недовольство большинства народа заставило царя Василида (1632—67) изгнать "франков". В настоящее время католические миссии действуют на севере — в Итальянской Эритрее, и на юге — в Харраре, главным образом среди галласов. Внутри империи они запрещены. С 1830 г. В Абиссинии пробуют искать успеха протестанты различных толков (сначала базельская миссия, теперь главным образом шведы на севере). Правительство терпит их до тех пор, пока они имеют дело с фаллаша и язычниками. Народ не чувствует к ним влечения и едва ли даже считает их полноправными христианами.См.

Болотов, "Несколько страниц из церковной истории Эфиопии" ("Христианское Чтение", 1888). Пр. Порфирий, "Восток Христ. Абиссиния" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1866—69). Булатович, "От Энтото до реки Баро" (СПб., 1897). Тураев, "Часослов Э. Церкви" ("Записки Императорской академии наук", 1897). "Абиссинский монастырь в Иерусалиме" ("Сообщения Палестинского Общ.", 1903). Долганев, "Страна Эфиопов" (СПб., 1896).Б. Тураев..

Значения в других словарях
Эфиопская литература

Литература Абиссинии, написанная на языке геез и современных амхарском, тиграйском и др. Диалектах. По содержанию примыкает к другим литературам христианского Востока и имеет большей частью богословский и исторический характер. Есть, впрочем, и произведения из области науки. Материал, которым мы располагаем для знакомства с Э. Литературой, почти весь относится ко времени после XIII в. И хранится в рукописных собраниях Европы, Иерусалима и монастырях Абиссинии. Издание его и изучение идет успешно..

Эфиопская область

Одна из зоогеографических (см.) областей, которая обнимает большую часть Африки, а именно. К югу от северной границы полосы тропических дождей. Уоллесом она разделяется на. 1) Восточно-, 2) Западно- и 3) Южно-Африканские подобласти и 4) Мадагаскар. Последний, кроме отсутствия большинства характерных для Африки форм, имеет совершенно исключительных представителей. 6 родов лемуров. Руконожка или Chiromys, близкая к лемурам и оригинальная форма насекомоядных, составляющая семейство Centetidae, соро..

Эфиопский язык

Ветвь южно-семитических языков. До сих пор употребляется в Абиссинии в качестве богослужебного и отчасти литературного языка. Название получил от официального имени абиссинского царства. Другое имя — геез, т. Е. "язык свободных". Происходит, вероятно, от близкого к савейскому южно-арабского диалекта Махры и Сокоторы. В Африку занесен древними поселенцами, причем в Тигрэ — диалект, отличный от проникшего в южные области. Был разговорным и литературным в древнем Аксумском царстве. С перенесением п..

Эфиппий

(Ephippium) или седлышко — представляет наружную оболочку зимних яиц некоторых водяных блох (Daphnidae), принадлежащих к ветвистоусым (Cladocera) листоногим (Phyllopoda) ракообразным (см. Это слово, а также Ветвистоусые). Э. Образуется в виде утолщений стенок раковины в области зародышевой камеры во время появления в яичниках зимних яиц. Эти утолщения буреют и впоследствии, т. Е. При переходе яиц из яичников в зародышевую камеру, отделяются от раковины и образуют охранную оболочку для перезимовы..

Дополнительный поиск Эфиопская церковь Эфиопская церковь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эфиопская церковь" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эфиопская церковь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 17 символа