Юнона

152

(Juno) — древнеиталийская богиня, параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним по имени (Juno, из Jovino. Существует также название богини — Jovia) и в культе. Так, культом Юпитера заведовал flamen Dialis, культом Юноны — его жена flaminica. Юпитеру приносились в жертву белые быки, Ю. — белые коровы. Юпитеру были посвящены иды, Ю. — календы. Юпитер имел прозвание, между прочим, Lucetius, Ю. — Lucetia или Lucina. Юпитер и Ю. Посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу и победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальное слияние их в культе ослабевало, и наконец Ю. Обособилась как богиня-покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию древних италийцев, находилась под влиянием луны.

Наряду с многочисленными празднествами, существовавшими в честь Юпитера, в римском календаре не было ни одного общегосударственного праздника, прямо относящегося к Ю. Посвященные Ю. Календы считались присутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились к числу праздников (feriae). Культ Ю. Был распространен по всей Италии, включая Этрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашли себе место все особенности отдельных местных культов Ю., отчасти как пережиток, сохраненный населением от древней доисторической эпохи, отчасти как заимствование, явившееся следствием завоевания городов-хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа Ю. В Риме является обряд объявления народившейся новой луны и нон, совпадавших с первой ее четвертью.

На вершине Капитолия находился храм Ю. Монеты (Советницы, по другому толкованию — Невесты. Впоследствии при храме был устроен монетный двор, причем эпитет богини стал употребляться для обозначения как самого здания, так и монет), освященный в 344 г. До Р. Х. И сооруженный, по-видимому, на месте старого. День основания этого храма приходился на 1-е июня — месяца, посвященного Ю. (Junius, из Junonius). Другой древний храм богини находился на Эсквилине, где первоначально стояла роща Ю. Люцины. Здесь 1 марта происходил носивший семейный характер праздник женщин Matronalia. Приносились жертвы и возносились молитвы за брачное счастье, мужья делали подарки женам, женщины угощали рабов. Третьим местом культа Ю. В Риме был Капитолийский храм, где Ю.

Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и Минервой. В честь Ю. Царицы в 179 г. Был сооружен самостоятельный храм при Фламиниевом цирке. Как богиня небесного и в частности лунного света (Lucina), Ю. Имела особое влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и в период беременности. Ей же приписывали силу помогать родильницам. Под покровительством ее стоял обряд бракосочетания, с которого начиналась жизнь женщины. Богиня приводила невесту в дом жениха (Iterduca, Domiduca). Ее призывали при намазывании мазью дверных косяков в доме новобрачных (J. Unxia), при распускании пояса невесты (J. Cinxia) и вообще при заключении брака (J. Juga). Как Fluviona она облегчала кровотечение во время менструаций. Как Ossipago помогала развитию зародыша.

Как Lucina призывалась женщинами (подобно греческой Илифии) при разрешении от бремени. В ее кассу при Эсквилинском храме вносили за новорожденных детей определенную сумму денег (stips). Ю. Посылала плодородие. Отсюда роль козлиной шкуры — символа страсти — в культе Ю. (и Фавна). В октябрьские ноны (7 октября) на Марсовом поле приносили жертву J. Curitis как богине плодородия и воинственной отваги, представительнице и покровительнице семейного и родового быта, государственными органами которого были курии. Позднее, с проникновением греческих религиозных представлений и культов в Рим, греческая Гера ассимилировалась с Ю. Со второй Пунической войны Авентинская Ю. Царица участвует наряду с греческими божествами в священнодействиях, которые назначались в отдельных случаях блюстителями греческой религии и обрядности — децемвирами sacris faciundis.

Под влиянием греческих религиозных представлений Марс стал именоваться сыном Ю. И Юпитера. Кроме индивидуальной богини у римского Олимпа — Ю., в римской религии известны еще юноны, опекавшие жизнь отдельных женщин. У каждой женщины была своя юнона, точно так же, как у каждого мужчины был свой личный покровитель — гений.Ср. Preller, "Römische Mythologie" (Берлин, 1881, 3 изд., стр.271 и сл.). Roscher, "Studien zur vergleichenden Mythologie der Griechen und Römer. II. Juno und Hera" (Лейпциг, 1875). Aust, "Die Religion der Römer" (Мюнстер, 1899, стр. 125 и сл.). G. Wissowa, "Religion und Kultus der Römer" (Мюнхен, 1902, стр. 113 и сл.).H. О..

Значения в других словарях
Юнкер, Христиан

(Junker) — немецкий филолог и историк (1668—1714), историограф Саксонского дома. Главные его труды. "Annales curieuses du règne de l'empereur Léopold" (Лейпциг, 1697). "Vita Lutheri" (Лейпциг, 1699). "Eléments d'histoire ecclésiastique jusqu'à l'an 1710" (Лейпциг, 1710). "Théâtre général du monde" (Франкфурт, 1713). "Instruction sur la géographie au moyen âge" (Йена, 1712), труд очень ценный. "Lineae primae eruditionis universae historiae philosophicae" (Альтенбург, 1714).. ..

Юнкерские училища

Военно-учебные заведения для подготовки нижних чинов пехоты и кавалерии к офицерскому званию. До середины 60-х годов XIX столетия военно-учебные заведения давали едва 1/3 всего числа офицеров, необходимого для армии, а потому корпус офицеров большей частью комплектовался производством вольноопределяющихся и унтер-офицеров, прослуживших определенный срок и выдержавших весьма легкий экзамен. Неудовлетворительность подготовки этой части офицеров выяснилась еще до Крымской войны и тогда же при некот..

Юноша

(Klemens Junosza) — псевдоним талантливого польского беллетриста Шанявского. Род. В 1849 г. Рано лишился родителей. Учился в седлецкой и люблинской гимназиях, короткое время служил в счетной палате, затем переселился в деревню, где изучал сельский быт, писал корреспонденции в газете "Kolce". Литературные интересы заставили его переселиться в Варшаву (1877). Здесь он получил работу в лучших изданиях и, обладая хорошей техникой, глубоким знанием нужд польского крестьянства, писал одновременно в не..

Юноша-Шанявские

Русский дворянский род польского происхождения, записанный в VI часть родословной книги Могилевской губернии. Герб внесен в XII часть Общего Гербовника.. ..

Дополнительный поиск Юнона Юнона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юнона" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юнона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 5 символа