Ясновидение

92

Обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувственного восприятия, т. Е. Получать впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств, и в этом отношении совпадает с так наз. Телепатией (см.). Начиная с древнейших времен существовала вера, что особо одаренным личностям удается, благодаря сверхъестественным способностям или благодаря содействию божественных или демонических сил угадывать будущее или знать то, что происходит в данный момент на далеком расстоянии от них. Другими словами — познавать вне условий времени и пространства то, что недоступно для простых смертных, от которых будущее сокрыто, и для которых восприятие окружающего мира ограничено сферой деятельности органов внешних чувств, преимущественно зрения и слуха, а затем обоняния, осязания и вкуса.

Само собою разумеется, что здесь речь идет лишь о познавании конкретных обстоятельств, а не о таком предвидении, которое зиждется на абстрактном мышлении. К этой группе явлений относятся оракулы, вещие сны, вещие предчувствия, вообще всякие виды точного предсказания будущих событий, напр. Чьей-нибудь смерти в определенный день. Далее угадывание мыслей, определение болезни отсутствующего лица без всяких реальных данных об ней, уменье читать через непрозрачную обертку и т. Н. Такие способности стоят в тесном родстве с волшебством, колдовством, магией, вообще с даром творить чудеса, представляюшим по существу лишь активное применение тех же сверхъестественных сил, на которых основываются оракулы и ясновидение.

Реальность подобных явлений всегда отвергалась положительной наукой, и факты, приводившиеся в доказательство их существования, сводились частью на вымысел, частью на обман и самовнушение. Но и в настоящее время последователи мистического миросозерцания (см. Мистика), уж не говоря о спиритах, настаивают на их действительности, допуская обширный ряд так наз. Оккультных (темных, таинственных) явлений, не поддающихся рациональному объяснению и совершающихся или благодаря участию духов, или особой психической силе, присущей некоторым людям (медиумам), или непосредственному воздействию между человеческими душами. В частности Я. Сделалось предметом исследования со стороны ученых и врачей в связи с явлениями гипнотизма, который в конце XVIII-го в.

Под названием животного магнетизма также был окружен мистическим ореолом (см. Гипнотизм). А именно, субъекты, погруженные в гипнотический сон, иногда впадают в своеобразное, так наз. Сомнамбулическое состояние, во время которого они отвечают на вопросы и совершают различные сложные действия, подчиняясь приказаниям гипнотизера, и обнаруживая чрезвычайно повышенную внушаемость. Когда в конце XVIII и начале XIX в. Гипнотические (или магнетические) сеансы производились лицами, не подготовленными к научному анализу их, и нередко приступавшими к делу с предвзятой идеей о проявлении таинственных сил в гипнозе, то своеобразное состояние сомнамбулического периода многих заставляло допускать у гипнотизируемых субъектов, преимущественно женского пола (сомнамбулы) способность Я.

Сеансы магнетизма в то время были особенно распространены во Франции, и заявления о ясновидении сомнамбул, рассказы о разных чудесных способностях их возникали с разных сторон с большим упорством, поднимая шум в обществе и в печати. Парижская медицинская академия в 1837 г. Учредила премию в 3000 франк. За фактическое доказательство ясновидения. Премия была обещана тому, кто сумеет прочитать заключенный в непрозрачный пакет текст, причем проверка производилась комиссией из семи членов академии. В течение 3 лет несколько сомнамбул выступили на это испытание, но ни одна из них не выдержала его, и в 1840 г. Вопрос был снят с очереди. Затем в 80-х годах прошлого столетия Я. В связи с другими явлениями оккультизма (угадывание мыслей, внушение на расстоянии, вещие предчувствия, привидения и др.) подверглось экспериментальному исследованию со стороны английского общества для психических изысканий.

Независимо от него французский физиолог Ришэ в это же время произвел ряд опытов над сомнамбулами, а также в Германии, где возродился интерес к оккультизму, занялись проверкой этих явлений. Опыты над ясновидением преимущественно заключались в том, что испытуемому лицу предлагали нарисовать или описать словами какой-нибудь неизвестный ему рисунок, заключенный в непрозрачную обертку. Сравнение оригинала с воспроизведением в громадном большинстве случаев давало отрицательные результаты, и лишь в редких случаях замечались намеки на отдаленное сходство, которое с большой натяжкой можно было приписывать сверхчувственному восприятию. Кроме того Ришэ проверял способность сомнамбул определять болезнь отсутствующего лица без описания ее признаков, по клочку волос.

И эти опыты дали результаты вполне отрицательные. Таким образом надо признать, что попытки обосновать Я. На убедительных для научной критики данных, оказались несостоятельными.Литература. Figuier, "Histoire du merveilleux" (Париж, 1881). "Proceedings of the society for psychical research" (Лондон, 1882 и слд. Годы). W. Preyer, "Der Hypnotismus" (Вена, 1890). Richet, "Experim. Studien auf dem Gebiete der Gedankenübertragung und des sogen. Hellsehens" (Штутгарт, 1891). П. Розенбах, "Современный мистицизм" (СПб., 1891). Schroeder, "Geschichte des Lebensmagnetismus" (Лпц., 1899).П. Розенбах..

Значения в других словарях
Ясная Поляна, журнал

Журнал педагогический, издававшийся гр. Л. Н. Толстым в 1862 г. При журн. Выходили в виде приложения книжки (сначала назывались "Книжками для детей" и "Кн. Для взрослых", за. Тем просто "Книжки"). Ср. Толстой Л. Н.. ..

Ясная Поляна, село

С. Крапивенского у. Тульской губ., вер. В 3 от ст. Козлова-Засека, на Моск.-Курск. Жел. Дор. Родина и обычное местопребывание гр. Л. Н. Толстого (см.).. ..

Ясногородка

Мст. Киевской губ. И уезда, в 35 вер. От Киева и 15 вер. От ст. Жел. Дор. Боярки, при р. Трубище (прит. Ирпени). Южн. Часть Я. Называется Богушевка. 1869 жит., старинная церковь, церковно-приходское училище, еврейский молитвенный дом, кожев. Зав., водяная и несколько ветряных мельниц. 12 ярмарок. В Я. Древнее городище (неисследов.).. ..

Яснопольский

(Николай Петрович) — экономист. Род. В 1846 г. Окончил курс в киевском университете на юридическом факультете, преподавал политическую экономию в Ново-александрийском сельскохозяйственном институте, в нежинском лицее кн. Безбородко и на высших женских курсах в Киеве до их закрытия. С 1889 г. Начал читать финансовое право в киевском университете, где состоит теперь орд. Проф. Этого предмета. Главный его труд:"О географическом распределении государственных доходов и расходов России" (Киев, т. I. 1..

Дополнительный поиск Ясновидение Ясновидение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ясновидение" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ясновидение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 11 символа