Антиномизм

230

От греч. Anti, "против", и nomos, "закон". Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28) и что "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал 2:21). Под "законом" в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии. Павел доказывает, что установленная Торой практика обрезания, запреты, касающиеся пищи, празднование субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже не имеющие силы после пришествия Христа. Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии, однако сам он отрицал такое толкование.

Павел находит новые основания для нравственности, видя их не в системе правил поведения, а в преображении внутренней жизни христианина. "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:25). Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону или избежать наказания, а потому, что - движимый Духом Святым - он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не хочет делать дурное. В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, - это не подлинный Бог, а некое низшее божество. Некоторые же секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже необходимо для спасения.

Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую Библию, принятую в качестве "Ветхого Завета". Христианские богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225-1274) различали в установлениях Торы заповеди трех типов. "моральные" законы (направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения собственности или установление наказаний за преступления). Такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла, однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к Римлянам. "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах" (Рим 2:14-15), отождествляя "моральные" законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с "естественным" нравственным законом, регулирующим поведение человека в соответствии с разумом.

В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу. Лютер твердо придерживался учения апостола Павла об оправдании одной только верой, а не "делами закона". Вместе с тем в лютеранстве сохраняется представление о том, что десять заповедей были выражением естественного нравственного закона. Они считали этот закон полезным в трех отношениях. Он удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых в этой земной жизни еще не вполне изменилось. Некоторые последователи Лютера в своих антиномистских взглядах шли еще дальше учителя. Например, Агрикола (1499-1566) учил, что покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане могут обойтись без знания десяти заповедей.

Николай Амсдорфский (1483-1565) занимал еще более радикальную позицию, утверждая, что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции отвергаются в умеренном лютеранстве. Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел. "стойте в свободе, которую даровал нам Христос" (Гал 5:1), и потребностью в этических нормах, которыми мог бы руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный выбор.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995.

Значения в других словарях
Антилопы

Общее название для многих парнокопытных млекопитающих, относящихся к семейству полорогих (Bovidae), но отличающихся от других его представителей более изящным телосложением и рогами, направленными в основном вверх и назад, а не в стороны. Рога антилоп несколько похожи на козлиные, что, в частности, нашло отражение во многих научных названиях этих животных, часто производимых от греч. Tragos - козел. Сам термин "антилопа" (от греч. Antholops - рогатое животное) не имеет таксономического значения ..

Антиной

Вторая четверть 2 в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.. ..

Антипатр

(393-319 до н.э.), македонский военачальник, ближайший сподвижник царя Филиппа II. После смерти Филиппа Антипатр способствовал утверждению на престоле его сына Александра Македонского, а когда в 334 до н.э. Александр отправился в поход против Персии, Антипатр остался в Европе как правитель Македонии и главнокомандующий греческих войск, получив фактическую власть над всей Грецией. Силы, оставленные Антипатру Александром, были незначительны (12 000 пехоты и 1500 конницы), но, несмотря на это, ему ..

Антисептик

Любое вещество, препятствующее росту микроорганизмов, в частности бактерий. В отличие от антисептиков, соединения, вызывающие гибель микроорганизмов, называются дезинфицирующими или бактерицидными средствами. Многие вещества в зависимости от концентрации, времени действия, температуры и других условий обладают и тем, и другим свойством, и поэтому в обиходе эти термины используют как синонимы. Однако антисептики, как правило, вводят в организм животных или растений, где они подавляют рост вирусов..

Дополнительный поиск Антиномизм Антиномизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антиномизм" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антиномизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа