Апологетика

204

Раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат О граде Божием (413-426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму.

В эпохи, когда христианство стало государственной религией в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497-1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542-1621), направленные против протестантских "еретиков". В 18 в., подорвавшем основы христианского мировоззренияя, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений.

Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736) епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У.Пейли. В 19-20 вв. Поток апологетических сочинений не иссякал. Цель этих сочинений - показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К. Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами.

Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.ЛИТЕРАТУРАХристианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Киприан (Керн), архимандрит. Патрология, т. 1. М., 1996.

Значения в других словарях
Аполлоний Родосский

(ок. 295 - после 247 до н.э.), древнегреческий поэт и филолог, более всего известный эпической поэмой Аргонавтика, повествующей о приключениях аргонавтов. Аполлоний родился в Александрии или, возможно, в Навкратисе в Египте и был учеником поэта Каллимаха. Своим прозвищем Аполлоний обязан тому, что удалился на Родос, когда, вероятно еще в молодости, натолкнулся на суровую критику своих опытов в области эпической поэзии. Каллимах полагал, что к некоторым уже доведенным до совершенства жанрам, преж..

Аполлоний Тианский

Древнегреческий философ и прововедник 1 в., родился в Тиане в Каппадокии, возможно, в один год с Иисусом Христом. Аполлоний учился в Тарсе и при храме Асклепия в Эгах, где стал пифагорейцем. Много путешествовал по Малой Азии, Индии, Испании, Африке, был в Греции и Риме. Следуя традиции пифагореизма, он был мистиком, однако много выступал перед людьми. Император Домициан бросил Аполлония в тюрьму по обвинению в измене, но тот спасся, якобы чудом. Считается, что он основал школу в Эфесе и умер либ..

Апостол

(греч. Apostolos - посланник),ИИСУС ХРИСТОС И ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВчлен избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении раннехристианской церковью. Двенадцать учеников Иисуса - согласно Лк 6:13-16, это Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Симон Зилот, Иуда Леввей, Иуда Искариот (вместо Иуды Леввея в евангелиях Марка и Матфея упоминается Фаддей) - образова..

Апостольские Мужи

Группа раннехристианских писателей 1-2 вв., предположительно знакомых с последними апостолами и представлявших христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме. Наиболее важные из их сочинений. Первое послание Игнатия Антиохийского (ок. 115 н.э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н.э. Так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию, относящуюся примерно к 130 н.э.) и серия видений, известных под названием Пастырь Гермы. В этот ряд обычно включают еще Уч..

Дополнительный поиск Апологетика Апологетика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апологетика" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апологетика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа