Бин Цзя
"Школа военной философии".БИН ЦЗЯДревнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инь-ян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в Хань шу (1 в.), в разделе "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число десяти главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков. Стратегии и тактики (цюань моу). Расположения войск на местности (син ши). Временных и психологических условий войны (инь ян). Боевых приемов (цзи цзяо). Согласно И вэнь чжи, бин цзя начала формироваться около 6-5 вв.
До н.э. В среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани. Военные действия - последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2) и уступчивости (жан). Наиболее важные сочинения бин цзя - Сунь-цзы Сунь У (5-4 вв. До н.э.) и У-цзы У Ци (4 в. До н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), идеи которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Состав Семикнижия окончательно определился лишь в 11 в.
В него вошли Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [[бин фа]] (Сунь-цзы [[о военном искусстве]]), У-цзы [[бин фа]] (У-цзы [[о военном искусстве]]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги Ли Вэй-гуна). Традиционная версия приписывает Лю тао чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 13 в. До н.э.), Сунь-цзы - Сунь У (конец 6 - 5 вв. До н.э.), У-цзы - У Ци (4 в. До н.э.), Сыма фа - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - начало 5 вв. До н.э.), Вэй Ляо-цзы - Вэй Ляо (4 в. До н.э.), Сань люэ - Хуан Ши-гуну (3 в. До н.э.). Ли Вэй-гун вэнь дуй считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627-649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически Лю тао составлен около 3-4 вв.
Н.э., Сань люэ в конце 6 - начале 7 вв., а утраченный текст Ли Вэй-гун вэнь дуй восстановлен не ранее 9 в. Н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в У цзин под редакцией Чжу Фу (11 в.). Сунь-цзы, У-цзы, Сыма фа, Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй, Сань люэ, Лю тао. В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине I тысячелетия - Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня). Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син1).
Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (У-цзы), т.е. Дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у2), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн3). В одних случаях необходимо опираться на конфуцианские "добродетели" (дэ1). "гуманность", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь2), а в других - на противоположные им легистские принципы. "законность" (фа1), "наказуемость" (син4), "полезность/выгодность" (ли3), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область государственных дел, а главное в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности".
В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин1) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.ЛИТЕРАТУРАСунь-цзы. М., 1955 У-цзы. М., 1957 Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Чуев Н.И. История формирования военно-теоретической мысли в древнем Китае. Канд. Дис. ИВ РАН. М., 1997 У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб, 1998.
Дополнительный поиск Бин Цзя
На нашем сайте Вы найдете значение "Бин Цзя" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бин Цзя, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа